Навеяно темой ЕГЭ некой 9-летней девочки.
Когда в прошлом году в школах был дистант, я занималась с племяшкой уроками. Она была в 5 классе. Совсем не дурочка, но вскрылись такие неожиданности начального обучения, что у меня волосы встали дыбом. Не девочка не хотела учиться в школе уже в 3 классе.
Их не учат в школе, а только задают и требуют.
Не разбирают сложные задачи в классе, а задают их домой постоянно.
Причем часто вопросы после текста (история, география) были непонятны мне! Их надо было понять, перефразировать и найти ответы в тексте учебника, с которым они якобы учились работать.
Сочинения каждую неделю, по литературе развернутые ответы по тексту как сочинения 2 раза в неделю - причем ответ на уровне 7 класса должен быть!
а по географии знать 15!!! путешественников и их достижения (не в конце года, а за 1 месяц!).
Английский, когда пишут на доске и не объясняют. Ученики успевают списывать слова, а перевод нет.
И вот мы с ней все это разбирали… Нескоро я «въехала», что им ничего не объясняют - как учить длинный стих, что писать в сочинении, в каком порядке раскрывать свою мысль, как работать с учебником, текстом ( в них есть подсказки, можно посмотреть тему в тетради), что задания перекликаются, если внимательно смотреть. И проверять себя иногда можно в ГДЗ.
Учитель говорит, что объясняет, но весь класс, даже отличники, не понимают! И так по всем предметам. Очень удивила электронная школа с заданиями по музыке (сочинить свое произведение) и физкультуре (реферат с подробным описанием правил игры в волейбол, например, или по художественной гимнастике). Наверное, это полезно и расширяет кругозор. Но на время даже я решила на тройку.
Конечно, большую роль сыграли разные учителя, после своей учительницы с ними никто не нянчился, было трудно и психологически (тройку исправить нельзя почему-то) и физически (таскать кучу учебников, иначе снизят оценку). Непомерные требования к форме с выносом мозга перед классом тоже не радовали.
А еще творческие проекты, подготовка, оформление и защита. Еще соревнования в школе и перенесенные экзамены с 4 класса.
Боже, сколько нервов!
Но я вспоминала, как УЧИЛИ нас в советской школе, благодаря которой я помню и русский и математику и английский, как нам с детсада рассказывали историю страны (про революцию, про ВОВ). И мы гордились своей страной.
Через пару месяцев 5-го класса с ежевечерними разборами (а хуже всего шел русский и литература), она стала быстрее соображать, меньше нервничать, быстрее и правильнее делать. Ей понравился процесс соревнования, всегда приятно побеждать. И дальше она делала уроки сама.
Я боялась - нахватает троек. Были и тройки и двойки (в электронном дневнике! в реальный дневник их не ставят!). Ничего, исправляла, закончила год своими мозгами на 4 и 5.
К чему это я. Если бы не было разборок в классе, с учителями, не трепали нервы за не ту форму, не летели галопом от скоростей к дробям и обратно, повторов тем для тех, кто не усвоил, а учили логично и последовательно, вполне допускаю мысль о быстром и качественном образовании дома. А если есть соревнование, есть конкуренция дома - вполне можно проходить 2 года школьной программы за год без напрягов.
Но есть ли смысл в раннем окончании школы? Куда дальше? Найдется ли общий язык с не сверстниками?