В 1709 г. в России появились первые десять изразцовых так называемых «шведских» печей, изготовленных по именному указу Петра I. Производство более дешевых поливных изразцов (гладкие белые, а по ним травы синей краской) было сосредоточено сначала лишь в Н. Иерусалимском монастыре, а затем перешло на московскую частную фабрику «трубочных и ценинных дел» купца Афанасия Гребенщикова.
В то время фабрика купца Гребенщикова уже не была единственной, специально занимающейся производством изделий для печного отопления. Около Петербурга еще при Петре I было широко развито заводское кирпичное производство, а Тульский завод уже продавал стальные и чугунные нетеплоемкие печи.
Указом от 20 июня 1718 г. Петр I начинает решительную борьбу против постройки в Петербурге черных изб и курных печей или печей с деревянными трубами. 10 декабря 1722 г. аналогичный указ выдается Петром I и по Москве.
Любопытно, что, начиная с 1714 г., все печи в обязательном порядке снабжались такими дымовыми трубами, в которые «могли бы входить люди и чистить их пожарного ради случая». Только в 1722 г. был издан указ, позволяющий «в малых строениях делать трубы по пропорции строения».
В XVIII в. русская отопительная техника далеко продвинулась вперед и создала свои совершенно оригинальные конструкции комнатных отопительных «дрова сберегающих» печей.
Начиная с 1736 г., в Петербурге получила широкое распространение печь с горизонтальными дымооборотами, заменившая собой в домах горожан прежний тип примитивной печи, известной под названием «огненного ящика» (старинная «городская печь» с глухим подом и без дымооборотов имела в передней стенке два отверстия: нижнее - для закладки дров и верхнее - для выхода дыма в дымовую трубу).
Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это же время было развито производство печных отделочных материалов. Вместо рельефных тисненых изразцов в печном деле стали применять гладкие расписные изразцы голландского образца. В связи с этим отечественные отопительные толстостенные печи неправильно стали называть голландскими или «голландками».
Из-за легкости выкладки и простоты своей конструкции голландские печи получили широкое распространение, имеющие глухой пол, горизонтальные и вертикальные дымообороты (на рисунке: 1, 3, 5 - подъемные дымовые каналы; 2, 4, 6 - опускные дымовые каналы). Эти печи имели и явные недостатки: неоптимальный режим сжигания топлива; не очень хорошая тяга из-за большой протяженности дымооборотов; малая площадь поверхности наружных стен; весьма неравномерная теплоотдача, убывающая по ходу дыма.
По документальным источникам установлено, что в XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство занимало ключевые позиции в Европе.