Найти тему
АО ПРЦ

Реорганизация в форме разделения АО на АО

Разделение общества – это прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей создаваемым обществам (ст. 18 ФЗ №208-ФЗ “Об акционерных обществах”). При разделении АО все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.

В результате разделения общества предусматривается создание только акционерных обществ.

Реорганизация проводиться с целью выделения отдельных направлений бизнеса, разделения активов и пассивов компании, дробления на несколько юридических лиц для уменьшения налоговой нагрузки, разделения бизнеса между собственниками компании, с иными целями. При этом деятельность основного АО прекращается. Ограничений по количеству создаваемых АО в результате разделения АО не существует.

При проведении разделения АО обязательным является проведение инвентаризации (ч. 3 ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем АО (пп. 2.2, 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49).

Рассмотрим пошагово процесс реорганизации в форме разделения АО на АО.

Шаг 1. Принятие решения о проведении общего собрания акционеров с повесткой дня о реорганизации АО в форме разделения

Решение о реорганизации в форме разделения АО на АО относится к компетенции общего собрания акционеров. Как правило, Совет директоров АО созывает общее собрание акционеров, а в случае его отсутствия лицо, наделенное такими полномочиями, указанное в Уставе АО. Обычно это лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа АО.

Шаг 2. Подготовка проектов документов для реорганизации, для утверждения их общим собранием акционеров АО:

  • Устав каждого создаваемого АО.
  • Передаточный акт.
  • Годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, последняя квартальная бухгалтерская отчетность АО.
  • Сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы, Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию АО.
  • Отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций.

Шаг 3. Сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров

- Запрос у регистратора списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

- Список должен быть составлен не ранее чем через 10 дней с момента принятия решения о проведении общего собрания акционеров, и не более чем за 35 дней до его проведения.

- Указанных в списке акционеров необходимо уведомить о проведении собрания. Способ уведомления акционеров как правило указан в Уставе АО.

- Сообщение необходимо разослать не менее чем за 30 дней до даты проведения собрания.

Шаг 4. Проведение общего собрания акционеров АО. Принятие решения о разделении АО на АО

С 01 октября 2014 г. принятие решения общим собранием акционеров и состав лиц, участвующих в собрании АО должно быть подтверждено нотариусом или специализированным регистратором.

Проводится общее собрание акционеров в назначенный день, на нем принимается решение о реорганизации в форме разделения АО. Общее собрание акционеров правомочно, если на нем присутствуют акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций АО.

Для принятия решения о реорганизации достаточно три четверти голосов акционеров – принимающих участие в собрании.

Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против принятия решения о реорганизации общества или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого создаваемого путем реорганизации в форме разделения общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально их числу.

Акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации общества, если они голосовали против принятия решения о реорганизации общества.

По итогам проведения собрания составляются два Протокола:

1. Протокол об итогах голосования.

2. Протокол общего собрания акционеров.

Протокол общего собрания акционеров составляется в срок не позднее трех рабочих дней, протокол об итогах голосования является приложением к протоколу общего собрания акционеров.

Шаг 5. Уведомление регистрирующего органа (ФНС) о начале процедуры реорганизации в форме разделения АО

После даты принятия решения о реорганизации в течение трех рабочих дней, необходимо уведомить регистрирующий орган. Через три рабочих дня регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что АО находится в стадии реорганизации и выдает об этом соответствующий Лист записи.

Шаг 6. Уведомление кредиторов АО. Публикация сообщения на ФедРесурсе и в «Вестнике государственной регистрации».

В течение 5 рабочих дней после даты направления в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации, АО в письменной форме уведомляет кредиторов.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, необходимо разместить публикацию в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ФедРесурс) и опубликовать уведомление о своей реорганизации в «Вестнике государственной регистрации», дважды с периодичностью раз в месяц.

Шаг 7. Предъявление акционерами требования о выкупе акций

Требования акционеров о выкупе акций должны быть предъявлены в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации. Требования о выкупе акций предъявляются регистратору общества.

АО должно выкупить акции у акционеров в течение 30 дней после окончания срока приема требований о выкупе.

Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров АО, но не ниже рыночной стоимости (определяется независимым оценщиком).

Шаг 8. Государственная регистрация Решения о выпуске ценных бумаг размещению при реорганизации юридических лиц

Еще до того, как будет зарегистрировано каждое создаваемое АО, необходимо по каждому АО зарегистрировать выпуск акций. Для этого общим собранием акционеров АО утверждается Решение о выпуске акций, составленное по форме, утвержденной Банком России.

Шаг 9. Представление сведений в органы Пенсионного фонда РФ

В течение 1 месяца со дня утверждения Передаточных актов АО, основному АО в ПФР необходимо подать сведения о застрахованных лицах.

Шаг 10. Регистрация АО, создаваемого в результате разделения АО

Документы для государственной регистрации каждого АО, образующегося в результате реорганизации, могут быть поданы в регистрирующий орган не ранее 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Срок государственной регистрации АО, создаваемого при реорганизации в форме разделения АО, составляет 5 рабочих дней.

Шаг 11. Изготовление печати, постановка на учет во внебюджетные фонды, открытие расчетного счета

Регистрация каждого созданного АО во внебюджетных органах – Пенсионном Фонде РФ и Фонде социального страхования РФ – происходит автоматически.

Коды статистики также присваиваются автоматически и распечатываются с сайта Росстата.

Для созданного АО в выбранном банке открывается расчетный счет. Каких-либо сроков для открытия р/с момента регистрации АО не существует.

По АО, прекратившему деятельность, необходимо закрыть р/с, а также сняться с учета в Пенсионном Фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

Шаг 12. Операции в реестре акционеров основного АО

Созданное в результате разделения АО общество обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного АО, о факте своей государственной регистрации в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Ценные бумаги реорганизованного АО, погашаются.

Шаг 13. Регистрация Отчета об итогах выпуска ценных бумаг

В течение 30 дней с даты государственной регистрации АО, необходимо подать документы в ГУ ЦБ РФ для регистрации Отчета об итогах выпуска.

Шаг 14. Заключение договора с регистратором

АО не может самостоятельно вести реестр владельцев ценных бумаг, поэтому вновь созданному АО необходимо заключить договор на ведение реестра с регистратором и передать ему документы, предусмотренные действующим законодательством, для начала ведения реестра.