Найти в Дзене
diletant.media

Что такое Промышленная революция?

Оглавление

В конце 18-го — начале 19-го столетия пионером индустриализации в Европе выступила Великобритания.

Ели ли овцы людей?

Безусловным мировым лидером в 18−19-м вв. была Великобритания. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, огромные колониальные владения страны. Англии принадлежали Индия, Гонконг, Цейлон, Ява, Сингапур, часть Африки и ряд других земель. Во-вторых, великолепно развитая английская промышленность.

И всё же бурный промышленный рост вызывал восторг далеко не у всех англичан. Находились среди жителей Туманного Альбиона и те, кто был чрезвычайно недоволен прогрессом. Англию даже стали называть страной, в которой машины съели людей. Собственно, подобные обвинения звучали ещё в 16-м веке и были связаны с процессом огораживания. Дело в том, что помещики, желая использовать свои земли с большей выгодой, не отдавали их в аренду крестьянам, а попросту пасли на них овец, которые давали знаменитую на весь мир английскую шерсть. Иными словами, сгоняли крестьян с земли.

В эпоху огораживаний в английской прессе появлялись многочисленные карикатуры, на которых, как правило, изображали мирно пасущихся на пастбищах хищных овец с кровожадными мордами и с саженными клыками. Подписывали карикатуры так: «Овцы, которые съели людей».

Ткацкая фабрика в Великобритании, 1835 г. Источник: historic-uk.com
Ткацкая фабрика в Великобритании, 1835 г. Источник: historic-uk.com

Конечно, крестьяне, пострадавшие в результате огораживаний, не были съедены овцами в прямом смысле. Однако им приходилось переселяться в города и наниматься в качестве рабочих на фабрики или мануфактуры.

Англичане vs индийцы

Как-то заманивать рабочих на свои предприятия, предоставлять им льготы или нечто иное английским промышленникам в это время вовсе не требовалось: желающих работать было так много, что люди соглашались трудиться по 16−18 ч. в день за самую крохотную плату.

Рост конкуренции со стороны колоний стал для жителей Туманного Альбиона настоящей проблемой. Каким бы дешёвым ни был труд англичан, работа индийцев стоила на порядок ниже.

Открытие железной дороги Ливерпуль — Манчестер, 1830 г. Источник: lifeder.com
Открытие железной дороги Ливерпуль — Манчестер, 1830 г. Источник: lifeder.com

Многие английские ткачи разорились. В итоге дело дошло до того, что самые отчаянные рабочие текстильной промышленности обратились к силовым формам протеста.

Технические изобретения

Выходом из сложившегося положения стали технические нововведения. В 1771-м Ричард Аркрайт, «дедушка английской промышленности», построил первую в мировой истории механическую хлопкопрядильную фабрику, на которой почти все работы выполняли машины. Это изобретение не было промышленным предприятием в современном смысле этого слова. Дело в том, что машины на фабрике Аркрайта приводились в движение при помощи водяного колеса, то есть работали по принципу обычной водяной мельницы. И всё же первый шаг на пути к прогрессу был сделан.

Вслед за Аркрайтом Джеймс Уатт усовершенствовал паровую машину, в результате чего строить хлопкопрядильные фабрики и другие предприятия текстильной промышленности стало возможно не только на севере Англии, но и по всей территории страны.

Бурный рост текстильного производства вызвал такое же стремительное развитие и других отраслей промышленности.

Но были и трудности. В результате того, что первые паровые машины работали на древесном угле, большинство крупных лесных массивов Англии оказались вырублены, деревья отправились в топки. Довольно быстро топлива не стало. Решить проблему удалось с помощью разработки каменного угля.

Казалось бы, все проблемы рабочих были решены: строительство новых дорог, каналов, разработка каменного угля и, наконец, большая потребность предприятий в рабочей силе. Но прогресс только набирал обороты. В 1785-м Эдмунд Картрайт изобрел механический ткацкий станок, который существенно повысил производительность труда. Изобретение Картрайта явилось поистине чудным творением для промышленников и для покупателей тканей: производительность труда выросла в разы, цены на ткани заметно упали. Однако многие ткачи вновь остались без работы и по привычке взялись за старое — бунт против машин.

Подробнее