Найти тему
Rimzona

В чем разница между литыми, коваными и штампованными дисками

Основные отличия автомобильных дисков

Диски в шоуруме RIMZONA
Диски в шоуруме RIMZONA

Когда дело доходит до выбора дисков, среди автолюбителей не утихают споры, какие же из них лучше: литые, кованные или штампованные. Сегодня мы решили рассказать вам в чем принципиальное отличие различных типов дисков, а также о том, как эти отличия могут влиять на ходовые качества автомобиля.

Столкнувшись с необходимостью замены колесных дисков, рядовой автолюбитель часто встает перед нелегким выбором. Рынок буквально пестрит предложениями всевозможных брендов, а непосвященному во все тонкости человеку легко запутаться во всем этом многообразии. Надеемся, что после прочтения нашей статьи вам будет легче разобраться в этом вопросе. На связи компания Rimzona – поехали!

Во-первых, стоит понимать, что диски бывают легкосплавными и стальными. Большинство штампованных дисков производят из обычной стали, что сразу же ставит их далеко позади своих легкосплавных аналогов. Ведь вес является основным параметром дисков, влияющим на ходовые качества автомобиля. Чем он меньше, тем легче управлять автомобилем.

К легкосплавным относятся практически все виды литых и кованых дисков, так как изготавливают их, преимущественно из алюминиевого сплава с добавлением легирующих элементов. Точную рецептуру узнать довольно сложно, так как многие именитые производители тщательно скрывают ее от конкурентов, считая что соотношение легирующих элементов в их сплаве является самым качественным.

Самые легкие, традиционно, – кованые диски. Технология их производства позволяет сделать обод диска тоньше при сохранении прочностных характеристик. Кроме того, меньший вес дисков позволяет добиться существенного снижения расхода топлива.

Помимо того, что кованые и литые диски, чаще всего, обладают уникальным внешним видом, у них есть и еще одно неочевидное преимущество. Большинство легкосплавных дисков имеет более открытый по сравнению со штампованными аналогами дизайн, что благоприятно сказывается на охлаждении тормозной системы.

Штампованные диски

Как известно, этим типом дисков, чаще всего, оснащают все бюджетные модели и марки легковушек, а также многие автомобили в начальных комплектациях и практически все грузовые автомобили. Связано это, конечно же, с их невысокой стоимостью и относительной простотой производства.

Еще одним плюсом «штампов» с натяжкой можно считать их универсальность. В случае необходимости замены одного из дисков, его легко можно приобрести в ближайшем автомагазине. Вариантов дизайна таких колес не так уж много. А при желании всегда можно установить комплект декоративных «колпаков».

Штампованные диски изготавливаются преимущественно из стали, поэтому они обычно тяжелее своих легкосплавных аналогов, что неизбежно сказывается на динамических характеристиках автомобиля. Кроме того, штампованные диски больше других подвержены коррозии. Это, пожалуй, их главный минус.

Безусловно, штампы сегодня – не в тренде, и, обычно, их покупают те, кто ставит практичность автомобиля на ступень выше его внешнего вида. Если же автомобиль для вас является чем-то большим, чем просто средство для передвижения из пункта А в пункт Б и вы желаете, чтобы он приносил вам еще и эстетическое удовольствие, то штампы – точно не ваш выбор.

Технология изготовления

Технология производства штампованных дисков подразумевает под собой изготовление заготовок из прокатных листов стали с последующей их холодной штамповкой на прессах и сваркой.

(источник: YouTube)
(источник: YouTube)

(источник: YouTube)
(источник: YouTube)

Диски состоят из двух частей: тарелки и обода. Сначала их штампуют отдельно друг от друга. В тарелке выштамповывают все необходимые отверстия и изгибы, ободу придают необходимую форму, после чего детали сваривают вместе и отправляют на участок механической обработки и покраски, где диск приобретает законченный вид.

Преимущества штампованных дисков

  • Простота изготовления
  • Дешевизна
  • Ремонтопригодность
  • Универсальность

Недостатки

  • Подверженность коррозии
  • Большой вес
  • Посредственный внешний вид

Литые диски

Технология изготовления

Литые диски, как несложно догадаться из названия, производят методом горячего литья из алюминиевого сплава с добавлением легирующих элементов. Расплавленный металл сначала разливают в готовые пресс-формы, где формируется дизайн будущего диска, а затем остужают.

(источник: YouTube)
(источник: YouTube)

Затем дискам придают законченный вид с помощью механической обработки, убирают литниковую систему, а также стачивают различные неровности и излишки металла. На последнем этапе диски шлифуют, а затем отправляют на покраску.

Такой способ изготовления отличается относительной простотой, но имеет ряд недостатков. При литье в формы в толще металла неизбежно образуются пузырьки воздуха, которые в будущем могут негативно влиять на прочностные характеристики диска. Если в каком-то месте таких пузырьков окажется слишком много, это может привести к образованию так называемых газовых раковин в готовом изделии.

В результате, кристаллическая решетка в металле становится менее устойчивой и такой диск в процессе эксплуатации из-за высоких нагрузок может запросто расколоться или треснуть. Конечно, современные производители стараются этого не допускать и сегодня есть масса способов избежать подобных дефектов. Однако, не каждый производитель готов уделять этому должное внимание. Среди эффективных методов в борьбе с образованием раковин наиболее распространены литье под низким давлением и рафинирование.

Преимущества литых дисков

  • Относительная простота изготовления
  • Относительная дешевизна
  • Стильный дизайн
  • Относительно небольшой вес по сравнению со «штампами»

Недостатки

  • Пористость структуры
  • Плохая ремонтопригодность

Кованые диски

Кованые диски, несмотря на внешнее сходство с «литьем», нуждаются в более высокотехнологичном оборудовании, а их производство самое затратное по сравнению с аналогами. Такие диски лучше всего отвечают требованиям безопасности и надежности, обладают высокой степенью жесткости и прочности. Кованые диски, преимущественно, изготавливают из авиационного алюминия, что также является одной из причин их высокой стоимости.

Вообще-то, понятие «кованый» не совсем корректно использовать в отношении этого вида дисков, так как производят их с использованием метода объемной горячей штамповки. Но так как этот процесс очень похож на традиционную поковку, а также для того, чтобы не происходило путаницы с недорогими штампованными дисками, в народе прижилось название «Кованый».

Суть технологии состоит в том, чтобы разогретый до состояния пластичности алюминий подвергнуть пластической деформации и придать ему необходимую форму с помощью прессов. В результате, такой диск обладает более высокой прочностью, а его структура в процессе формирования становится намного прочнее по сравнению с литым диском.

Кроме того, кованый диск, благодаря особенностям технологии, получается тоньше, а значит легче. Толщина обода кованого диска редко превышает 3 мм, тогда как у литого диска этот показатель достигает 6 мм.

Такие диски также обладают самым высоким уровнем управляемости. На автомобиле с коваными дисками повышаются динамические характеристики и снижается расход топлива. Поэтому, если вы хотите «зарядить» свой автомобиль по максимуму, то кованые диски – ваш выбор.

Кроме того, кованые колеса не боятся ударных нагрузок и отлично противостоят деформации. Однако, в некоторых ситуациях это же является и их недостатком. Кованый диск, в случае любых ударов, практически не деформируется, а передает всю нагрузку подвеске автомобиля.

Технология изготовления

В отличие от «литья», кованные диски получают из готовых алюминиевых отливок цилиндрической формы. На первом этапе длинные цилиндрические «стволы» нарезают на «пеньки-заготовки».

(источник: YouTube)
(источник: YouTube)

Затем заготовки отправляют в печь, где их разогревают до температуры около 550 градусов и отправляю под мощный пресс. В результате, заготовки сжимаются в несколько раз, превращаясь по сути в лепешку, но при этом приобретают очень плотную и прочную кристаллическую решетку.

(источник: YouTube)
(источник: YouTube)

Полученные «лепешки» отправляют в печь, где их вновь разогревают их до 500 градусов, а затем опять отправляют под пресс для придания профиля будущего диска.

(англоязычный источник)
(англоязычный источник)

После горячей штамповки диск по форме пока больше напоминает кастрюлю. В таком виде заготовки отправляются в печь для закалки и отпуска и только потом подвергаются механической обработке на станках с ЧПУ, где их фрезеруют, сверлят центральные отверстия, и формируют будущий дизайн.

(англоязычный источник)
(англоязычный источник)

Преимущества кованых дисков:

  • Повышенная жесткость и стойкость к деформации
  • Безупречный внешний вид
  • Отличная сбалансированность
  • Легкость

Недостатки:

  • Дороговизна
  • Технологическая сложность производства

Заключение

Отвечая на вопрос, какие диски выбрать, любой автовладелец должен понимать, что это зависит, в первую очередь от его личных предпочтений, а также от манеры езды и кошелька. Если вы любите скорость, хотите выделяться на дороге и быть «на стиле», то, несомненно, лучшим выбором для вашего автомобиля станет покупка кованых дисков. При этом стоит помнить, что и резина в этом случае тоже должна быть «на высоте», так как кованые диски обладают высокой жесткостью и в случае пробоев могут повредить не качественную покрышку.

Для езды за городом, а также в случае, когда ваш бюджет сильно ограничен, лучшим решением станет покупка штампованных дисков. Они обладают хорошей ремонтопригодностью и в случае пробоя смогут сохранить подвеску вашего автомобиля невредимой. Но только не забывайте о том, что сделать ваш автомобиль эффектным и запоминающимся, штампы не в силах.

Литые диски – это некий середнячок на рынке. Литые диски можно подобрать практически на любой вкус и кошелек. Среди них можно встретить как очень дорогие модели именитых марок, так и более бюджетные варианты. Качественное «литье» придаст вашему автомобилю уникальности и поможет стать вам заметней на дороге.

На этом все! С вами была Rimzona. Мы меняем привычные взгляды на авто, помогая каждому подчеркнуть индивидуальность и получить яркие эмоции. С радостью поможем вам подобрать стильные литые и кованые диски и сделаем все, чтобы прохожие «сворачивали шею», глядя на ваш автомобиль!