Ранее мы рассказывали о зарождении российской нефтегазовой геофизики. Сегодня вы узнаете, каких результатов специалистам-геофизикам удалось добиться в годы Великой Отечественной войны!
Уже в первые месяцы войны перед нефтяной промышленностью СССР в связи с угрозой потери нефтяных промыслов Северного Кавказа и блокадой Апшеронского полуострова встали серьезные задачи существенного повышения объема добычи нефти в Урало-Поволжском и Закаспийском районах страны. 30 июля 1941 года было принято постановление Государственного комитета обороны СССР «О мерах по развитию добычи и переработки нефти в восточных районах СССР и Туркмении». Уже на 4-й квартал 1941 года Народному комиссариату нефтяной промышленности был установлен объем буровых работ в районах «Второго Баку», Казахстана и Средней Азии в размере 340 тыс. пог. м, включая разведочное бурение 135 тыс. пог. м.
Выполнение поставленных задач потребовало существенного повышения эффективности разведочных и буровых работ, а значит — скорейшей разработки и внедрения новых методов разведки. Еще в мае 1941-го с этой целью была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ). На начальном этапе в лаборатории отсутствовали самые необходимые для исследовательских работ установки и приборы. В военное время изготовление экспериментальных образцов и макетов стали вести на единственном токарном станке, собранном своими силами из списанного оборудования. В сложных условиях сотрудники ЦНИЛ все же смогли выполнить несколько важных исследований и разработок. Им удалось изготовить опытный образец портативного эхолота для определения динамического уровня жидкости в скважинах. Продолжались и исследования в области перфорации и торпедирования нефтяных скважин, разрабатывалась новая методика измерений скважинной кривизны.
Несмотря на тяготы и лишения военного времени, в годы Великой Отечественной войны в стране удалось существенно увеличить объем геофизических работ в Поволжье, Татарской и Башкирской АССР, Западном Оренбуржье, Казахской и Туркменской ССР. Если в довоенном 1940 году на территории СССР работало 46 геофизических партий, то уже в 1942 году их число составило 94. Наряду с этим повысился технический уровень проводимых разведочных работ, выросла квалификация специалистов, возросла эффективность использования аппаратуры и оборудования, в практику вошло осуществление круглогодичных полевых исследований.
Большой объем выполненных геофизических работ в военное время дал хорошую возможность сократить имевшее место отставание в подготовке площадей для широкого развертывания последующего разведочного бурения уже в послевоенный период.
Больше, глубже, быстрее
После завершения Великой Отечественной войны в стране наступил напряженный восстановительный период. Нефтяная геофизика уже в первую послевоенную пятилетку оказалась на самой передовой линии штурма «Второго Баку». В 1946 году в систему Государственного союзного геофизического треста входило 12 региональных отделений, 176 геофизических партий, включая 105 полевых разведочных и 76 промысловых. Для выполнения новых, сложных задач необходимо было значительно увеличить производственные мощности геофизической службы. В сжатые сроки нужно было существенно увеличить число геофизических партий, дополнительно укомплектовать их квалифицированными специалистами, технически перевооружить всю геофизическую службу с использованием новейшей аппаратуры и приборов. В частности, требовалось внедрить в производство автоматические каротажные станции, аппаратуру для радиоактивных методов, приборы для контроля направленного бурения.
Хотя начиная с 1949 года ежегодный прирост добычи нефти в СССР значительно превышал годовой прирост добычи в довоенный период, задание первой послевоенной пятилетки — восстановить, а затем перешагнуть уровень добычи нефти 1940 года, освоив нефтяные залежи восточных районов страны, было выполнено досрочно. В следующем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1951–1955 гг. советским нефтяникам предстояло обеспечить еще более быстрый рост уровня добычи нефти. И здесь немалые надежды возлагались на геофизиков.
В это время на предприятиях и в подразделениях Главнефтегеофизики непрерывно совершенствовались техника и методика геофизических работ, применяемая аппаратура: с 1951 года осуществляется широкое внедрение самоходных буровых станков, в 1952 году успешно применили гравиметровые станции на легковых автомашинах, опробовали нивелиры-автоматы. В 1953 году в сейсморазведке начали применяться литые тротиловые заряды и специальные сейсмические электродетонаторы. В том же году был впервые опробован в районе Саратова метод дипольных электрических зондирований (ДЭЗ), разработанный в СССР под руководством профессора Льва Альпина. В 1955 году впервые были успешно проведены речные сейсморазведочные работы с установками сейсмоприемников на плавающей цепочке бревен (бонах). Эти работы оказались весьма эффективными в Сибири, в бассейнах Оби, Иртыша, Лены и более мелких рек.
Начиная с середины 60-х гг. ХХ века ведущие специалисты-геофизики также активно включились в исследования фундаментальных проблем — основы дальнейших практических разработок в области нефтяной геологии. Началось применение и внедрение новых методов исследования, включая инструментальную структурную съемку, микробиостратиграфическую корреляцию по скважинам, исследование коллекторов сложного типа, химико-битуминологические исследования фоссилизированного органического вещества и моделирование процессов литогенеза органического вещества, инфракрасную и ультрафиолетовую спектрометрию.
Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.
Ранее мы рассказывали:
Как революция 1917 года привела к поджогам российских нефтяных промыслов
Основатель нефтяной промышленности России: что известно о брате учредителя Нобелевской премии
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/
Текст: Александр Матвейчук
Фото: ТАСС, РИА «НОВОСТИ»