Найти тему
Time to learn IT

История школы: как научно-технический прогресс перевернул систему образования

Оглавление

В предыдущей статье мы рассказали о том, как менялись цели образования в разные времена – от древних цивилизаций до Ренессанса.

Как мы видим, образование долгое время оставалось элитарной и закрытой для масс областью. В Египте, например, долгими тысячелетиями грамотой владело не более 1% населения, а сложное письмо не упрощалось со временем – все для того, чтобы сохранять высокий социальный статус образованных людей. То же самое можно сказать о католической церкви, где изучение сложной латыни было обязательным элементом образования.

Конечно, позитивные тренды были. Постепенно появлялись университеты, где оплата была довольно доступной для людей разных статусов; открывались благотворительные школы для бедняков. Но в основном образование получали мальчики из высших сословий – и это наблюдалось практически во всех цивилизациях.

-2

Однако все изменил научно-технический прогресс, а именно Великая индустриальная революция XVIII—XIX веков. Когда изобрели паровой двигатель, токарный станок, паровоз и другие инновации, промышленность стала развиваться очень бурно. Мир начал массово переходить от ручного труда к машинному, а производство – от сельскохозяйственного к промышленному.

Чем больше укрупнялось производство, тем больше возникала потребность в новых работниках. Появилось и много свободных рук: обнищавшие крестьяне и ремесленники не могли конкурировать с машинами и делались наемными рабочими на предприятиях.

Впервые множество женщин стали массово работать вне дома: большой спрос на труд и нужда изменили прежние уклады.
-3

Появление единой школьной системы

Обязательное бесплатное государственное образование появилось именно с началом индустриальной эпохи. Это логично: только школа могла подготовить грамотных рабочих в таких количествах, которого требовало растущее производство.

Поскольку образование стало массовым и государственным, пришлось унифицировать школьную программу, ввести некие стандарты обучения: например, систему классов и уроков, оценок и экзаменов, единые учебники и планы, подготовку и оценку учителей, и многое другое.

Возник прагматичный подход к образованию, который утверждал, что школа должна не давать абстрактные знания, а готовить ребенка к труду, к жизни в обществе. Классическое образование с изучением латыни и древних языков отошло на задний план. Обрели популярность технические вузы и академии.

А что сегодня?

Так сложилось, что современные школы во многом унаследовали систему школ промышленной революции.

Можно заметить, что по своему устройству типичная школа напоминает завод: звонки между уроками – это те же заводские гудки, которые разделяют начало и конец смены, классы – это бригады, оценки – это учет трудовой успеваемости, и так далее.

Школы того времени должны были подготовить послушного, дисциплинированного человека, который мог бы работать на заводе и заниматься монотонным трудом, едва встав со школьной скамьи.

-4

Но проблема в том, что мир сильно изменился. Сегодня монотонную работу выполняют машины, в то время как человек занимается креативной, умственной деятельностью. Для того, чтобы достичь успеха, необходимо думать нестандартно и искать креативные решения.

  • Научно-технический прогресс движется семимильными шагами; как следствие, постоянно меняется расстановка сил на рынке. Порой изменения происходят так быстро, что люди не успевают их осознать.

Какой же тогда должна быть современная система образования, чтобы ученики извлекали из нее максимальную пользу?

Разберем в следующей статье.