Цветочный бизнес - один из наиболее популярных и “живучих”. Даже несмотря на кризисы и пандемию, цветы были, есть и будут. Вам нравится такое занятие и вы хотите купить готовый цветочный бизнес? Давайте посмотрим, что может вас ожидать и как это делать правильно.
С чего начинать
На самом старте хорошо бы знать, чего вы хотите. Каким будет ваш магазин: размер, на чем будете специализироваться, какой формат работы (офлайн или онлайн) и т.д.
Все это обязано коррелировать с той суммой денег, которая есть в наличии. Не надо стремиться сэкономить и надеяться на то, что вы сможете купить работающий и доходный бизнес за копейки. Бизнес-план и сумма (примерно 30%) сверх полученных в результате расчетов расходов – обязательны.
Почему необходимо иметь финансовый запас? Это подушка безопасности на непредвиденный случай. Ведь может случиться что угодно – незапланированные выходные, падение спроса, появление сильных конкурентов поблизости, увеличение арендной ставки и тарифов на коммунальные услуги.
Важные шаги перед покупкой:
- Выясните причину продажи (курицу, которая несет золотые яйца, продают крайне редко). Скорее всего, истинная причина кроется не в скором отъезде за границу или уходе в другую сферу деятельности, а в банальном снижении выручки;
- Запросите все финансовые показатели и договора (с поставщиками товара и услуг, арендодателем);
- Внимательно прочитайте условия по аренде – как надолго и в какой валюте заключен договор, имеет ли право арендодатель повышать ставку и на каких условиях;
- Обратите внимание на каких условиях ведется работа с поставщиками, уточните, как покупается товар (официально или нет);
- Проведите тщательный анализ, есть вероятность, что после этого решимость купить готовый цветочный бизнес улетучится. Вас должна насторожить кредиторская задолженность и снижение выручки (скорее всего, это и есть причина продажи);
- Уточните все дополнительные платежи: за услуги на аутсорсе, за пользование кассой и терминалом, стоимость банковского обслуживания и так далее;
- Побеседуйте с владельцами и сотрудниками соседних торговых точек, если таковые имеются, уточните, как у них обстоят дела. Есть вероятность узнать реальное положение дел;
- Поговорите с персоналом, обратите внимание, есть ли текучка кадров. Узнайте условия, посмотрите мотивацию, присмотритесь, соответствует ли сотрудник занимаемому месту;
- Поговорите с поставщиками – так вы узнаете на каком счету фирма, какая платежная дисциплина, бывали ли просрочки;
- Должно насторожить, если бизнес продается очень давно – значит желающих не так много и что-то не так;
- Проведите несколько дней в торговой точке или рядом. Понаблюдайте со стороны: как работает персонал, сколько клиентов в день покупают цветы, как часто вообще обращаются за покупкой.
На этом этапе главная задача – собрать максимум информации из разных источников. Не стоит стесняться задавать вопросы, пусть даже неудобные. После совершения сделки все проблемы и головная боль касательно бизнеса ляжет на вас.
Если вы получили ответы на все вопросы и вас устраивает положение дел в бизнесе, цветочный магазин можно покупать, обратив внимание еще на несколько нюансов.
Место решает
Есть один важный момент, который играет большую роль, но, как ни странно, не всегда учитывается. Перспектива успеха вашего цветочного бизнеса, равно как и цена, очень сильно зависит от расположения помещения. Помните, необходимо было определиться с форматом работы бизнеса, чтобы цветочный магазин выигрывал и в плане месторасположения?
Если вы выбрали онлайн формат для заказа через интернет – обратите внимание на транспортные артерии. От цветочного магазина должно быть легко уехать и приехать, рядом хорошо иметь удобную парковку.
Если за основу взят офлайн – магазинчик должен располагаться там, где ходят люди. В идеале, где люди ходят в поисках цветов (вокзалы, больницы, учебные заведения, учреждения и т.д.).
Изучите перспективу развития района. Может, здесь откроют метро, что прибавит количество людей или наоборот, закроют транспортное сообщение и вы останетесь без клиентов.
Конкуренция
Цветочный бизнес популярен. С одной стороны, потому что он принадлежит к области так называемых «красивых» бизнесов (в совокупности с бьюти-салонами, пошивом свадебных платьев и так далее).
Если открыть объявления, то с позиции продажи готового бизнеса цветочный магазин занимает одно из первых мест. Значит, много кто не справился с управлением.
Нужно понимать, что конкурентов будет очень много. И если при покупке готового бизнеса вы можете отстраниться от конкурентов на начальном этапе не выбирая точку рядом с ними, то в последствии этого трудно избежать.
Еще до начала работы придумайте, чем вы будете отличаться от таких же цветочных магазинчиков. И, как показывает практика, чаще в глазах клиента выигрывает не низкая цена, а какая-либо фишка.
Важные моменты
Ассортимент, скорее всего, придется расширять, добавляя сувениры и несложные сладости, персонал придется обучать, чтобы при составлении букетов быть в теме модных веяний.
Если вы принимаете решения купить в качестве готового бизнеса цветочный магазин, то как руководитель будьте готовы:
- Разобраться в цветах, их особенностях, популярности, сроках хранения
- Постоянно искать новых поставщиков
- Понимать тенденции и тренды составления букетов
- Следить за обновлением в законодательстве, касательно цветочной сферы
- Завести и продвигать аккаунт салона в соцсети (если этого не сделал предыдущий владелец) самостоятельно либо с помощью отдельного сотрудника
- Быть готовым самому обслуживать клиентов (персонал может болеть или прогуливать)
- Постоянно изучать направления развития отрасли
- Расширять деловые контакты, привлекая клиентов и партнёров
Несмотря на внешнюю легкость и красоту, добиться успехов не так просто. Но при грамотном подходе, выстроенных процессах и минимизации рисков на этапе покупки цветочный магазин принесет не только приятные эмоции, но и ощутимый доход.