Найти тему
Евгений Михайлов

Избирательная память

Довольно странное впечатление производит начавшийся во Пскове судебный процесс по «признанию факта геноцида советских граждан немецко-фашистскими захватчиками». Уже по этой формулировке ясно, что дело идёт о пропаганде. Военные преступления гитлеровской Германии, естественно, имели место. Но они давно осуждены, в том числе в Нюрнберге. Зачем через 76 лет после окончания войны затевать ещё один процесс не понятно. Прокурор указал как причину некоторые сложности в правоприменении ряда законов, но это всё легко отрегулировать без всяких судебных разбирательств. Тем более без профанации таковых.

При установлении факта геноцида по идее должны быть указаны виновники. А, если есть виновные, то они должны иметь право на защиту. В данном же случае никакой защиты или критики обвинения не предусмотрено. Могли бы хотя бы для виду назначить кого-нибудь. Ведь, даже на том же Нюрнбергском процессе, который был далёк от правовых канонов, по Катынскому эпизоду всё-таки заслушали адвокатов. То есть правового содержания тут явно немного.

Политически не ясно, для чего будут использованы судебные решения о геноциде. Нельзя исключать, что для тупого ужесточения цензуры. Впрочем, возможно, что это просто пиар на теме. В то, что вдруг в прокуратуре проснулся гуманизм я как-то не верю. Достаточно привести пример чудовищного голода 1933 г., который политически осуждён, но никаких расследований или тем более судебных процессов в РФ так и не было. На Украине, кстати, суд был ещё в 2012 г. Между тем, тогда в СССР погибло из-за действий Советов около 7 миллионов советских граждан, что вполне сравнимо с числом погибших в результате действий оккупационных германских властей в 1941-45 гг.

Есть и другие вопросы, более технического характера. Например, заявлено, что «"За период оккупации современной Псковской области нацисты и их пособники расстреляли 42 тысячи 537 мирных советских граждан, повесили 776 человек, после истязаний и пыток умерли и были сожжены заживо 7 тысяч 629 человек, истребили 329 тысяч 455 советских военнопленных". Количество расстрелов вполне может быть таким, учитывая, что проживало много евреев, которые и стали первыми жертвами. Что касается пленных, то всего, если верить Кривошееву, погибло в плену около 2.5 млн., получается, что в одной Псковской области из них было почти 14%.

Или такой факт, по воспоминаниям Веры Пирожковой при отступлении в 1941 г. из Пскова НКВД сожгла политическую тюрьму со всеми заключенными. Это военное преступление нужно расследовать или как?