Признаться честно, меня достаточно редко заносит послушать что-то из "новой волны британского хеви-металл". Исключением можно назвать Motorhead, их классический период заслушан в свое время до дыр, но...можно ли считать "моторов" группой, принадлежащей к "волне"? Сам Лемми так не считает, так что можно сказать смело, что группы этого течения я знаю поверхностно, а слушаю не часто. Причина, видимо, в моей привязанности к музыкальной эклектике, более сложным и интересным формам. Группы "новой волны британского хеви" как ни крути более однообразны, чем их предшественники, создавшие классический хард-рок.
Тем не менее, своя притягательность в музыке этих групп безусловно есть и под настроение они очень даже отлично слушаются. Как один из хороших примеров - ставший классикой альбом Saxon Wheels of Steel, вышедший в 1980 году и практически моментально сделавшей группу известной - пластинка добралась до пятого места в британских чартах!
Диск записан в составе:
Bife Byford - vocals
Paul Quinn - guitars
Graham Oliver - guitars
Steve Dawson - bass
Pete Gill - drums
Что мне нравится в записях того периода? Первое и главное - свежесть звучания, и некая легендарность, которую не подделать ничем. Эти альбомы создали стандарт на следующее десятилетие - дуэт гитар, мелодичный и пафосный вокал, монотонные молотобойные ритмы...вот только со временем этот стандарт начал приедаться. Скажу честно - не очень люблю 80-ые как раз из-за большого количества стандартных групп, которые отличаются друг от друга разве что названиями. Тем не менее самое начало десятилетия, когда эти стандарты только формировались дало несколько отличных команд и очень воодушевляющие записи.
Одна из особенностей Wheels of Steel, которая мне сразу пришлась по душе - относительное богатство разновидностей гитарного искажения, которые музыканты использовали в записи. Как же хорошо, когда "стандарт" еще не сформирован полностью и музыканты находятся в поиске! Мощный, но грязноватый овердрайв в Motorcycle Man, кинжальный режущий звук с обработкой - в Stand Up and Be Counted, слегка "прилизанный" реверберацией звук в 747 (Strangers in the Night), рыхлый, неровный и немного ватный звук в риффе Wheels of Steel в сочетании с тучным басом, изобилие средних частот в See the Light Shining....Вот так и нужно делать музыку, даже если это тяготеющий к однообразию хеви-металл - если в каждый трек привнести что-то индивидуально особенное, то и слушать будет не скучно.
Альбом хорош отнюдь не только этим. На диске есть несколько запоминающихся вещей, которые безусловно звучат как настоящая классика хеви, и собственно так оно и есть.
Начало более чем впечатляющее - полное ощущение, что находишься на обочине трассы, где-то далеко за городом. Звуки проезжающих мотоциклов записаны так, словно ты почти приложил ухо к раскаленному асфальту! Ощущение ветра в лицо сразу как будто делает лет на тридцать моложе, а рука непроизвольно "выжимает" ручку газа. Запах бензина, горячее железо нагретого на солнце бензобака....скорость и легкое безумие! Любой, кто ездил хотя бы на мопеде летом в деревне, думаю, поймет о чем я.
Моментами полное ощущение, что слушаешь очередной альбом Motorhead той поры, но тут вступает Биф Байфорд и все встает на свои места - это Saxon с его фирменным "летающим в стратосфере" вокалом.
Можно, безусловно, выделить мелодичную 747 (Strangers in the Night), которая вообще является своего рода "белой вороной" на этом альбоме - она записана в несколько другом стиле - печальные минорные переборы на гитаре совсем не характерны для всех других треков.Красивая вещь, в которой чередуются разные фрагменты.
Заглавная Wheels of Steel показалась несколько затянутой, но, видимо, некая гипнотичность была задумкой группы - тяжелый рон-н-ролльный рифф должен "качать", создавая комфортное ощущение мощи и раздолбайства.
Другие треки менее выделяются, но музыканты постарались каждый из них сделать чем-то особенным. Freeway Mad начинается с барабанного наката, а заключительная Machine Gun - с ломаных гитарных запилов, а что нас ждет в этом плане дальше! Отличная работа, которая заканчивается выстрелом из орудия и шумом взрыва.То что надо.
Что касается видеоряда, то я был несколько удивлен. Во всяком случае я предполагал увидеть затянутых в кожу парней, с металлическими браслетами на руках и заклепками...что-то такое. На деле в 1980-ом году Saxon выглядели более оригинально. Стреловидная гитара - веяние нового времени, весьма своеобразный басист, который раскачивается в такт музыке, гитарист...в бейсболке?! Но честно говоря, это даже интереснее - сразу видно, что стиль в стадии формирования и еще не все успели надеть "униформу"!
Кто-то скажет, что никакой это не металл, а просто утяжеленный рок-н-ролл и хард-энд-хеви? Да и какая разница! Пусть о терминах спорят музыковеды, а слушается бодро. То, что в музыке еще сохранились элементы из 70-ых, а звук не слишком "причесанный"....так это, на мой взгляд, плюсы. Хорошая пластинка, записанная на заре 80-ых!
На этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!
P.S. Посмотрел чуть более поздние концерты, из середины 80-ых. И там Saxon выглядят примерно так же, а гитарист по прежнему играет в бейсболке! Что ж..мне простительно не знать, все же я никогда не следил за этой группой. Просьба к их фанатам - подсказать их наиболее интересные альбомы, я бы выборочно послушал - хорошая команда.