Найти тему
PapaCoder

Scratch 5. Сообщения и клоны

На прошлом уроке мы уже касались сообщений, но не попробовали их в программах. Сегодня будем исправляться. А еще сегодня ты будешь клонировать котиков.

В новом проекте мы сделаем две кнопки - первая будет клонировать котиков, а вторая - заставлять их подпрыгивать. И этот урок можно выполнить на планшете - необязательно прогонять родителей из-за компьютера. 🤣

Создавай новый проект. Назовем его "клоны и сообщения"

Создание проекта
Создание проекта

Нам потребуются кнопки, а как ты помнишь, в Scratch все объекты являются спрайтами, поэтому нам потребуется создать новые спрайты. Найди кнопку создать спрайт в правом нижнем углу экрана

Создать спрайт
Создать спрайт

А затем выбери найди и выбери любую кнопку.

Кнопки
Кнопки

Кнопка добавится на сцену, а нам нужно ее изменить - добавить надпись. Для этого нужно перейти на вкладку "костюмы" и использовать инструмент "Текст" - кнопка в виде буквы Т

-4

Теперь кнопка состоит из трех объектов - два скругленных прямоугольника и текст. Если выбрать объект, то можно изменить его заливку или контур. Теперь сделай еще одну кнопку - для прыжка и покрась ее в другой цвет.

Размести кнопки так, чтобы они тебе не мешали. Например, как на картинке ниже.

Сцена
Сцена

Сцена готова, приступаем к написанию кода. Мы будем писать разный код для разных объектов. Тебе нужно будет выбирать объект для написания кода. Объекты выбираются на сцене внизу, в списке спрайтов. Например, на картинке выше выбрана синяя кнопка.

Код клонирования:

Кнопка клонирования
Кнопка клонирования

Тебе потребуется создать новый вид сообщения "клон". Для этого нужно выбрать "Новое сообщение" и ввести "клон". Посмотри на картинку ниже:

Новое сообщение
Новое сообщение

Для зеленой кнопки "Прыг" будет похожий, но свой код:

Кнопка прыжка
Кнопка прыжка

Как ты видишь, они отличаются только именем сообщения. Осталось самое сложное - написать программу для котика. Давай подумаем, что у нас должен делать котик?

  1. Стать меньше в 2 раза при нажатии зеленого флага.
  2. При получении сообщения "клон" создать клона
  3. Клонированного котика нужно разместить в свободном месте сцены
  4. При получении сообщения "прыжок" подпрыгнуть

Начнем с простого. С зеленого флага. Нам нужно задать размер котика при нажатии на зеленый флаг. Мы это уже делали в третьем уроке.

Когда нажат зеленый флаг
Когда нажат зеленый флаг

Создаем клона, при получении сообщения:

Сообщение "клон"
Сообщение "клон"

Теперь котику нужно разместить себя на свободном месте после того, как его клонировали. Для этого нам потребуется новый блок - случайное число. Он выдает случайное число в заданных границах

Случайное число
Случайное число

Получается, что нам нужно воспользоваться блоком "установить координаты" и установить котика в случайное место. Примерно так:

Котик-клон
Котик-клон

И нам осталось только сделать так, чтобы котик прыгал. Можно сделать это через блоки "повторить" как в третьем уроке, а можно воспользоваться блоком "плыть в точку". Но как мы можем установить точку, если котики-клоны у нас появляются в случайных местах? Здесь нам на помощь придут специальные блоки определения координат. Вот такие:

Координаты
Координаты

С помощью этих блоков мы сможем плыть от точки, в которой котик сейчас находится. Вот так:

Прыжок
Прыжок

Первый блок - мы движемся вверх от точки, в которой сейчас находимся. После этого мы уже будем находиться в другой точке. А второй блок - движение вниз уже от этой другой точки. Мы все сделали. У тебя должна была получиться примерно такая программа:

Котик
Котик

Давай проверим как работает. Жми кнопку "клон". Котиков стало больше? Жми "прыг". Они все должны прыгнуть одновременно. У нас все получилось 😉

Задание сегодня будет такое: сделай так, чтобы котики прыгали каждый на разную случайную высоту и при этом смещались на случайную величину по горизонтали. Не пытайся сделать так, чтобы котик возвращался в исходную точку, это мы еще не проходили.

Подсказка: воспользуйся блоком "выдать случайное число" для задания обеих координат в блоке "плыть в точку".

Для решения задания тебе нужно было изменить только блок обработки сообщения о прыжке. Поэтому в решении я укажу только его:

Решение 5
Решение 5

Весь проект доступен на платформе Scratch

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц