На прошлом уроке мы уже касались сообщений, но не попробовали их в программах. Сегодня будем исправляться. А еще сегодня ты будешь клонировать котиков.
В новом проекте мы сделаем две кнопки - первая будет клонировать котиков, а вторая - заставлять их подпрыгивать. И этот урок можно выполнить на планшете - необязательно прогонять родителей из-за компьютера. 🤣
Создавай новый проект. Назовем его "клоны и сообщения"
Нам потребуются кнопки, а как ты помнишь, в Scratch все объекты являются спрайтами, поэтому нам потребуется создать новые спрайты. Найди кнопку создать спрайт в правом нижнем углу экрана
А затем выбери найди и выбери любую кнопку.
Кнопка добавится на сцену, а нам нужно ее изменить - добавить надпись. Для этого нужно перейти на вкладку "костюмы" и использовать инструмент "Текст" - кнопка в виде буквы Т
Теперь кнопка состоит из трех объектов - два скругленных прямоугольника и текст. Если выбрать объект, то можно изменить его заливку или контур. Теперь сделай еще одну кнопку - для прыжка и покрась ее в другой цвет.
Размести кнопки так, чтобы они тебе не мешали. Например, как на картинке ниже.
Сцена готова, приступаем к написанию кода. Мы будем писать разный код для разных объектов. Тебе нужно будет выбирать объект для написания кода. Объекты выбираются на сцене внизу, в списке спрайтов. Например, на картинке выше выбрана синяя кнопка.
Код клонирования:
Тебе потребуется создать новый вид сообщения "клон". Для этого нужно выбрать "Новое сообщение" и ввести "клон". Посмотри на картинку ниже:
Для зеленой кнопки "Прыг" будет похожий, но свой код:
Как ты видишь, они отличаются только именем сообщения. Осталось самое сложное - написать программу для котика. Давай подумаем, что у нас должен делать котик?
- Стать меньше в 2 раза при нажатии зеленого флага.
- При получении сообщения "клон" создать клона
- Клонированного котика нужно разместить в свободном месте сцены
- При получении сообщения "прыжок" подпрыгнуть
Начнем с простого. С зеленого флага. Нам нужно задать размер котика при нажатии на зеленый флаг. Мы это уже делали в третьем уроке.
Создаем клона, при получении сообщения:
Теперь котику нужно разместить себя на свободном месте после того, как его клонировали. Для этого нам потребуется новый блок - случайное число. Он выдает случайное число в заданных границах
Получается, что нам нужно воспользоваться блоком "установить координаты" и установить котика в случайное место. Примерно так:
И нам осталось только сделать так, чтобы котик прыгал. Можно сделать это через блоки "повторить" как в третьем уроке, а можно воспользоваться блоком "плыть в точку". Но как мы можем установить точку, если котики-клоны у нас появляются в случайных местах? Здесь нам на помощь придут специальные блоки определения координат. Вот такие:
С помощью этих блоков мы сможем плыть от точки, в которой котик сейчас находится. Вот так:
Первый блок - мы движемся вверх от точки, в которой сейчас находимся. После этого мы уже будем находиться в другой точке. А второй блок - движение вниз уже от этой другой точки. Мы все сделали. У тебя должна была получиться примерно такая программа:
Давай проверим как работает. Жми кнопку "клон". Котиков стало больше? Жми "прыг". Они все должны прыгнуть одновременно. У нас все получилось 😉
Задание сегодня будет такое: сделай так, чтобы котики прыгали каждый на разную случайную высоту и при этом смещались на случайную величину по горизонтали. Не пытайся сделать так, чтобы котик возвращался в исходную точку, это мы еще не проходили.
Подсказка: воспользуйся блоком "выдать случайное число" для задания обеих координат в блоке "плыть в точку".
Для решения задания тебе нужно было изменить только блок обработки сообщения о прыжке. Поэтому в решении я укажу только его:
Весь проект доступен на платформе Scratch