Найти в Дзене

Вышмат на первых курсах или как постигать непостижимое.

Оглавление

Введение

Привет технарям, студентам, студентам-технарям и всем причастным. Статейка данная интересна будет скорее абитуриентам, да тем, кто лишь недавно вступил на дорогу познания высших точных наук. Давайте разберемся что ждет вас в ближайший год.

Все написанное ниже является сугубо маленьким личным мнением автора и не претендует на истину ни в каких ее рангах и инстанциях. Если с чем-то не согласны или есть дополнения прошу в комментарии, будет интересно почитать.

С чего начинается веселье.

А веселье начинается с самых первых пар высшей математики. Называться она может у вас по разному: математика, математический анализ, введение в математику, математические методы информационной безопасности... да хоть изучение Белого Тезиса (кто понял, тот понял). Суть в том что внутри, а не снаружи. А внутри вас ждет несколько пар введения, как никак. Изучать вы там будете строение теорем, основные понятия, кванторы, построение доказательств... В общем, базу. Тема не сложная, но неприятная. Неприятная она в плане тонкостей - неправильное склонение глагола при построении теоремы поставишь и все, считай новую область математики открыл. А если серьезно, то нужно быть предельно аккуратным, и это касается всего матана, да и не только. Забытый в начале решения минус может завалить вам всю сдачу экзамена.

Ладно, ладно сильно пока не напрягайтесь. Преподаватели как правило люди все понимающие и, если на предмет забивать не будете, то и минус могут простить (а могут и нет ).

Дальше, скорее всего, пойдет теория множеств. Тоже терпимо, изучите скорее всего несложную базу. Дальше - пределы. Там, по факту, выучить пару правил раскрытия неопределенностей, да как следует потренироваться на примерах, и будет вам счастье.

Дифференцирование и интегрирование.

Далее идут дифференцирование и интегрирование. Сейчас их даже в школе на начальном уровне проходят. В институте, разумеется ваши знания пополнятся еще десятком теорем и правил, плюсом все хорошенько переплетется с предыдущей темой пределов. Это, к слову, очень приятно, когда одна тема тесно контактирует с другой. В целом, дифференцирование тоже не сложная тема, как в теории, так и в практике. Отрешаете с десяток примеров на каждую подтему и уже не плохо.

Далее идет кое-что поинтереснее - интегрирование. Тема связанная с дифференцированием очень тесно, но ей в школе внимания уделяли в разы меньше. В универе, соответственно, времени и нервов на нее вы потратите в разы больше. И снова решаем примеры, подучиваем теорию.

В темах дифференцирования и интегрирования главное заучить таблицы интегралов и дифференциалов (за тавтологию извините). Конечно пользоваться вольфрамом, да фотоматчем вам никто не запрещает (до сессии, разумеется), но тут проблема еще в другом. Во втором семестре первого курса или в начале второго к вам придут дифференциальные уравнения и в них уже дифференцированию и интегрированию вас учить никто не будет, а спрашивать еще как. К ним мы еще вернемся позднее.

Ряды

На предыдущих темах я вам советую, что называется, отыгрываться, потому что дальше вам скорее всего дадут ряды (так было у нас). Мы их проходили в последние две недели перед новым годом. Вот тут вам придется реально показать на что вы способны. Предыдущие темы будут казаться цветочками. Пока люди ходят покупают новогодние елки, украшения и подарки, вы пополняете свой лексикон. Сходящиеся, расходящиеся, знакопеременные, знакопостоянные, функциональные... Мне это до сих пор снится. Это будет ваш первый серьезный челлендж. Тут главное пережить, перетерпеть. Может как-нибудь сделаю по ним статью, чтоб хоть как то помочь...

-2

Сессия

Первая сессия, как правило, событие знаменательное и плохозабывающееся. Помимо матана у вас наверняка будет еще минимум один-два предмета над которыми придется посидеть. Сложность экзамена зависти от формы обучения, препода, способа проведения и много, много чего еще.

В любом случае перво-наперво решайте задачи. По каждой теме у вас будет 3-5 типов различного вида заданий. В билете, как правило, 2-3 задачи и одна теория. Если ходили на пары, то одну задачу по-любому решите, другие напишите хоть частично и уже, считай зачет. Сразу говорю, зазубривать чисто теорию не имеет смысла - баллов за нее дают меньше всего, но иногда и она может спасти ситуацию, сами смотрите вообщем.

Что касается формы экзамена, во время пандемии может быть как дистант так и очка, тут как указ ляжет, да как ректор скажет. Подробнее про сдачу на дистанте я опишу в другой статье. Скажу одно, очно сдавать бывает реально легче.

Второй семестр

Второй семестр запомнится функциями нескольких переменных (ФНП). Пота и слез вы тут тоже прольёте немерено (ладно, плакать не обязательно). Тут, по факту, повторяются темы интегрирования и дифференцирования из первого семестра, но, разумеется, с упором на ФНП. Дифференцирование не сложное, как в понимании так и в решении. Бывает громоздко, но не сложно.

Вот с интегрирование все более серьезно. Вы встретите повторные, двойные, тройные, поверхностные интегралы всех родов и видов. Полный зоопарк вообщем. Страдал лично я тут знатно, но экзамен в конце с горем пополам сдал. Главное здесь не запутаться в определениях - что есть что. Советую составлять схемы, с кратким описанием каждого вида интегралов и их графиков. Графики, кстати, тут пойдут в трехмерном пространстве, так что готовьтесь. По ним предстоит много и кропотливо работать.

К концу пойдет применение этих интегралов: векторные поля, роторы... В общем вам хватит)

В некоторых ситуациях понимать будет очень тяжело, тогда советую тупо заучивать алгоритмы решения задач. Во-первых, поймете побольше, во-вторых на экзамене можно выезжать чисто на задачах. Но это ни в коем случае не значит, что теорию следует забыть.

Заключение

Что сказать в конце. Готовьтесь к трудностям, но не бойтесь. Вышмат штука, конечно, сложная, но не непреодолимая. Чтоб сдать матан, гением ты можешь и не быть, но человеком ответственным быть обязан. Просто не забивайте на него в течении семестра, старайтесь контрольные и коллоквиумы писать на 40% + и даже может получите автоматом пять, ну или четыре, хотя я бы и на удовл. согласился.

Удачи, в общем!)