Хорошего рабочего четверга, уважаемые читатели канала!
Сегодня продолжаю рубрику интересных обычаев и приемов, которые приняты у чувашского народа. Регулярно езжу в республику, по навету одного моего друга, который там родился и вырос. Каждый раз замечаю, что у чувашей до сих пор действует много старых обычаев, которые не были смещены ни христианской верой, ни влиянием культуры пришлых народов.
И в этом во всем очень интересно разбираться.
Двинули!
Недавно узнал, что у чувашских парней складывается настоящее единство, которое образуется по месту жительства. Например, у моего друга есть WhatsApp группа, в которой он со своими знакомыми всегда делится полезной информацией. Кто куда поехал, кто что увидел, кто отмечает какие-то интересное спортивное событие. И так - во всем.
Друг занимается борьбой, самбо, и у него всегда есть знакомые, которые занимаются этим делом в родных Чебоксарах. В следующий раз, перед тем, как я отправлюсь в Чувашию, он обещал меня познакомить с этими ребятами. Было бы здорово поучаствовать в тренировках.
И вот эта деталь соревнования прослеживается в укоренившихся праздниках. Национальный праздник Акатуй издавна сложился в республике, и он отмечается в период активной работы в земледельческом деле.
На главных торжествах народ собирается на поле, назначает специального человека - "царя", который закладывает первое зерно на свежем поле и затем боронует его. В это же самое время окружающие поле люди произносят молитвы главному богу - Туре, просят его об обильном урожае. Такой ход торжества - основа из основ. Но отдельно отмечу, что также проводятся спортивные состязания между детьми и между взрослыми.
И вот борьба на поясах - одно из них.
Просто такие соревнования позволяют чувствовать соперника, ведь не всегда целью ставится прямая и решительная победа одного из них. Главное в борьбе - почувствовать ближнего и дать возможность проверить друг у друга свои навыки.
Называется она "керешу". От тюркского корня "кер", который означает "сильный", "значимый".
Главный предмет борьбы - пояс, но заменяют его на турнирах домотканые полотенца, которые обвязываются вокруг талии соперников.
Еще факт.
В Чувашии есть обряд проводов в армию (или в старые времена - на рекрутскую службу). Это обряд называется "Салтак ачи асатна кун" или, по-русски, "Проводы в армию".
Он не так сильно распространен в нынешнее время, но часто проводился в советскую эпоху.
Перед отъездом призывника организовывался небольшой обед, к которому мать призывника выпекала каравай. От него отламывался тонкий ломоть и давался парню. Часть ломтя он откусывал, а часть несъеденного куска укладывалась в "красный угол" дома, за иконы. Ломоть сохранялся до приезда солдата из армии, и иногда его разрешалось проверять - если он все это время оставался чистым, то с молодым солдатом все в порядке, и все с ним будет хорошо.
Также парню на дорогу наливали "прощальную чарку". Он должен был выпить ее до дна и выкинуть через плечо. В том случае, если сосуд оставался целым, возвращение домой планируется безопасным и в здоровом состоянии.
Полотенцу оказывался основная роль. Если из поселения выезжала группа призывников, то его было принято обмотать вокруг стелы с названием населенного пункта. Поодиночке - полотенце повязывалось вокруг талии парня, и когда автобус вместе с ним отправлялся окончательно к сборному пункту, полотенце сбрасывалось из окна как прощальный элемент.
Материю необходимо было сохранить до момента прибытия призывника обратно.
Полотенце и вышивка на нем - вот что ценилось и ценится чувашским народом, поскольку орнамент несет сокровенный смысл.
Но об этом - в следующих статьях.
Хорошей вам недели!
Если понравилась статья, поставьте ей "палец вверх" и подпишитесь.
С вами был Павел.