Одной из важнейших задач, стоявшей перед органами государственной безопасности, было скрыть от противника подготовку контрнаступления Красной Армии под Сталинградом с последующим окружением группировки немецких войск.
Все мероприятия по подготовке контрнаступления проводились с соблюдением строжайшей секретности. Основное внимание военной контрразведки и особых отделов было сосредоточено на своевременном выявлении и вскрытии каналов утечки к противнику информации о замыслах и сроках подготовки наступательных операций. На сталинградском направлении проводилась работа по закреплению дезинформации о переходе Красной Армии к "зимней обороне".
В частности, удачную операцию в этом плане с использованием немецких военнопленных осуществил особый отдел 99-й стрелковой дивизии. В лагере немецких военнопленных в Дубовке советская контрразведка обратила внимание на офицера Мирке.
Он характеризовался как фанатик гитлеровского режима, который склонял группу солдат к побегу из лагеря и переходу линии фронта. Эту ситуацию особисты решили использовать для продвижения дезинформации. Немецких военнопленных стали привлекать к земляным работам по оборудованию третьей линии обороны на значительном удалении от переднего края. В их число были включены военнопленные, которые разделяли планы Мирке. Во время одного из налетов немецкой авиации было организовано "замешательство охраны" и Мирке и его группа совершили побег. На вторые сутки им удалось добраться до переднего края и ночью перейти линию фронта, при переходе которой двое солдат погибли от пулеметного огня, но остальные благополучно добрались до своих. Как и предполагалось, они сообщили немецкому командованию о ведущихся оборонительных работах в глубине обороны советских войск. Подтверждением тому стало появление немецких самолетов над позициями строящейся обороны. Эти разведывательные
полеты систематически осуществлялись до ноября 1942 года.
Другим важным мероприятием было обеспечение тайного передвижения к Сталинграду резервов и боевой техники. К обеспечению подвоза артиллерийских боеприпасов привлекли офицеров тыловиков и большую группу партийных работников сталинградского обкома ВКП(б). Оперативную поддержку в этом направлении осуществляли сотрудники Управления НКВД СССР по Сталинградской области и его районных отделов: Средне-Ахтубинского, Ленинского, Владимирского, Палласовского и Гмелинского.
Начавшиеся ожесточенные бомбежки вражеской авиации резко сократили возможности подвоза резервов для фронта. Десятки транспортов были вынуждены простаивать на железнодорожных станциях, при это было необходимо резко увеличить объемы поставок. Для исправления ситуации 12 ноября 1942 года оперативные группы срочно выехали на станции Рязано-Уральской железной дороги. Десятки составов были поданы к станциям разгрузки, а ночью боеприпасы были вывезены автомашинами. В течении 5 дней боевое задание Военного совета фронта было выполнено.
Оперативная группа работников особого отдела НКВД Юго-Западного фронта взяла под контроль все действующие южнее Сталинграда фронтовые и армейские переправы. Старшими на каждой переправе, как правило, назначались заместитель начальников особых отделов армий или начальники некоторых отделов фронта и армий. По согласованию с Военным советом фронта они имели мандат в качестве его представителей, и их распоряжения должны были беспрекословно выполняться всеми командирами и начальниками, оказавшимися в районе переправы. На каждой переправе несли дежурство 2 - 3 оперработника. Они осуществляли соблюдение графиков переброски войск и грузов, поддерживали порядок работы переправ, принимали меры по своевременному укрытию всего переброшенного на правый берег Волги и маскировке войск, ожидавших переправы на левом берегу реки.
Особые отделы усилили работу по предотвращению фактов измене Родине путем перехода на сторону противника, поскольку фактически каждый военнослужащий обладал некоторой секретной информацией. Старший оперуполномоченный одного из полков 99-й стрелковой дивизии В.Марченко, находясь на передовой, получил информацию о том, что в полк в составе маршевой роты прибыл красноармеец, который в пути следования на фронт высказывал намерения убить командира и бежать к немцам. Задача осложнялась тем, что было известно только имя красноармейца. В.Марченко принял все оперативные меры к его розыску и получил достаточно точные приметы. В течении 5 часов был установлен боец Порхевич, и попытка измены была предотвращена. В ходе следствия было установлено, что Порхевич, готовясь к переходу на сторону врага, собрал секретную информацию о мероприятиях по подготовке контрнаступления под Сталинградом.
Во избежание разглашения планов предстоящего наступления была временно ограничена зафронтовая работа. В этих целях с 10 ноября 1942 года переброска агентов, подготовленных для работы в тылу врага была прекращена.
Все вышеназванные меры затруднили получение противником важной для него информации. В результате чего была достигнута определенная степень стратегической внезапности.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить продолжение! Делитесь в социальных сетях и оставляйте свои комментарии!
Всем доброго дня!
Вежливые люди ставят лайки!