Найти тему

Как навсегда избавиться от вредных привычек? Рассказываю про свой опыт

Когда я училась в университете у меня была ужасная зависимость от кока-колы и прочих газированных напитков. За день я могла выпить две банки энергетика и два литра колы. При всем этом я понимала, что потребление этой жидкости в огромных количествах ни к чему хорошему не приведет.

Я много раз пыталась бросить эту вредную привычку. Однако, была вещь, которая мешала мне это сделать на протяжении нескольких месяцев.

Это в последний раз.

Или

Ну от одной баночки со мной ничего не случится.

Понимая, что это самая натуральная зависимость от газировки, я не могла от нее избавиться. Может потому, что я сидела ночами за конспектами и и лабораторными работами. А в процессе выполнения задач привыкла что-то пить.

Попытки заменить вредную колу на чай или воду также ни к чему не привели. Я на автомате после учебы шла в магазин и покупала энергетик с колой.

В общем это была одна из самых худших вредных привычек, которая сопровождала меня долгие годы. Но в конце концов мне удалось ее победить. И вот уже три года я не употребляю газированных напитков и энергетиков.

На написание этого материала меня натолкнула подруга. Её муж страдает игровой зависимостью. Понимая на сколько это вредит их обычной жизни, он предпринимал многочисленное количество попыток перестать играть в комп. Благодаря нескольким советам у него наконец это получилось. Надеюсь, что и вам будет полезно узнать, как избавляться от вредных привычек.

У каждого человека есть своя вредная привычка.
У каждого человека есть своя вредная привычка.

Немного теории

Все что в наших силах сделать мы можем также и НЕ делать. (с) Аристотель

И прежде чем я перейду к практическим советам, давайте разберем: что такое плохая привычка? Многие психологи придерживаются мнения, что это закоренелая модель поведения с тремя стадиями:

1. Сигнал. Все, что провоцирует привычку мозге.

2. Шаблон. Выполнение определенного действия, чтобы получить третью стадию.

3. Награда. Некое удовольствие от выполненного действия.

Однако, если привычка засела очень глубоко, так как мы повторяли ее многократно, то появляется четвертая стадия - Ломка.

Когда в голове возникает Сигнал, то сразу же появляется сильное желание получить Награду. У каждой привычки есть есть Награда, иначе вы бы ее не делали.

По сути плохая привычка - это любая привычка мешающая вашим долгосрочным целям, таким как крепкое здоровье, насыщенная жизнь и хорошие отношения.

И причина того, что от этих привычек не отвязаться, в том, что они прочно укоренились и почти всегда ведут нас к краткосрочным наградам. Наш мозг как раз заточен на получение краткосрочной награды. Ему важно получить что-то здесь и сейчас, чем трудиться намного больше и позже получить что-то намного важнее. Получается, что мы действуем против своих же интересов.

Вот с этим нам придется бороться. Нам придется придерживаться определенного плана - Для чего нужно избавится от вредной привычки. Причин может быть масса, но всегда есть одна, самая главная причина.

Зависимость от соц. сетей и смартфона - тоже вредная привычка.
Зависимость от соц. сетей и смартфона - тоже вредная привычка.

Совет 1. Придать причине избавления от привычки физическую форму!

В моем случае, главной причиной было лицо и тело. К сожалению, из-за постоянного употребления газировки, на лице и теле стали появляться прыщи. Поход к дерматологу лишь подтвердил мои предположения. Мази, крема и таблетки помогут избавиться от проблемы, как только я устраню источник ее возбуждения.

Тогда я сфотографировала себя в открытом платье. В фотошопе убрала все прыщи на лице и шее. Затем эту фотографию поставила на заставку своего телефона. Чтобы каждый раз, когда у меня будет появляться желание купить вредность, я смотрела на телефон и понимала, к чему стремлюсь сейчас.

Эта практика, как ни странно сработала. Она была тем самым пинком, давшим старт для избавления привычки. Но все равно постоянно сопротивляться желаемому было очень тяжело. Тогда на помощь пришел второй совет.

Совет 2. Найти полезную замену плохой привычке.

Чуть выше я уже писала, что мои попытки заменить колу на чай или кофе ни к чему не привели. Однако, какая-то замена все равно была нужна. Моей заменой стали домашние морсы, вода с лимоном и очень красивый стакан для напитков.

Раз в неделю я варила апельсиновый сок и каждый день делала себе воду с лимоном. Всю эту красоту разливала в бутылки из-под фанты или энергетика. Так получалось, что в холодильнике есть разные напитки на любой случай.

В какой-то момент у меня вошло в привычку наливать воду с лимоном в бутылочку и брать с собой. А в любимую кружку вечером наливала сок и шла делать лабораторные работы.

Точно так же нужно искать причины в других вредных привычках. К примеру, муж подруги постоянно играет в игры и не может остановиться. Главная причина, чтобы избавиться от зависимости - желание сохранить семью и проводить с ней больше время.

Решение - играть вместе в настольные игры или собирать конструкторы. Теперь у ребят дома стоит целый стеллаж с коллекцией деревянных фигурок и ящик с настолками.

Котики тоже любят настольные игры. Особенно коробки для карт.
Котики тоже любят настольные игры. Особенно коробки для карт.

Совет 3. Убрать доступ к плохой привычке.

Желательно избавить себя на столько на сколько это возможно. Да, тяжело не ходить в магазин и не смотреть на все эти пестрые этикетки. Тяжело работать за компьютером и отговаривать самого себя не кликать по ярлыку игры. Но такая возможность все равно есть.

Пара примеров. Чтобы не покупать в магазине то, что не хочется на самом деле, достаточно не ходить в магазин каждый день. Раз в неделю составить полный список покупок, затариться ими в магазине и в будущем обходить супермаркет стороной.

Если говорить про вариант с играми, то полностью удалить игру с компьютера. А когда захочется сделать перерыв и поиграть во что-нибудь, то выбрать максимально скучную и унылую бродилку. В сети полно игрушек, заходя в которые складывается впечатление, что вы деградируете.

Совет 4. Эксперимент "30 дней без".

Если полный отказ от вредной привычки пугает или отталкивает, то можно попробовать провести эксперимент "30 дней без". И эта штука сработает на все 1000%.

Думаю, что вы слышали про подобные тридцатидневные челленджи. Это очень удобно, когда человек не может себя огородить от привычки и возвращается к ней снова и снова.

Можно на листке бумаге нарисовать таблицу (календарь), пронумеровать его и повесить на видное место. Каждый день, в конце дня, зачеркивать пустой квадрат.

Таким образом вы сами будете видеть свой прогресс в воздержании от привычки в течении 30 дней.

Кстати, такие челленджи можно проводить касательно чего угодно. Например: 30 дней без сладкого, 30 дней ежедневных прогулок, 30 дней зарядки по утрам и т.д.

Подобных трекеров можно найти очень много в интернете. Или можно самому нарисовать на листк
Подобных трекеров можно найти очень много в интернете. Или можно самому нарисовать на листк

Заключение

Всего 4 практических совета, применив которые, вы сможете избавиться от вредной привычки. Все эти советы были опробованы мной лично не один раз. Так же они помогли некоторым моим знакомым избавиться от своих зависимостей.

Если у вас есть желание бросить какую-то привычку, но вы по каким-то причинам не можете этого сделать, то смело используйте мои рекомендации.

Ну а если вы самостоятельно избавились от зависимостей, то расскажите в комментариях как вы это сделали. Мне было бы интересно узнать ваш личный опыт.