Первую русскую летчицу назвали затейливым словом «авиатриса». 23 августа 1911 года Лидия Зверева, девица в возрасте 21 года, получила диплом Гатчинской авиашколы.
Дочь петербургского генерала, она с детства летала. Сначала с зонтиком с крыши сарая, потом с восторгом пассажирки — на аэростатах, а затем, взяв 1000 рублей у родителей, записалась «учиться на самолете». Это были огромные деньги: чиновник в те времена получал 60 рублей в месяц.
Авиатор в юбке стала 31-м летчиком России — такой номер был в дипломе. Увы, небесная карьера увлеченной девушки продлилась всего четыре года. За это время она успела облететь полстраны с показательными выступлениями на аэропланах «Фарман». Организовала свою школу воздухоплавания, где обучала других авиатрис, причем за очень скромную плату. Вышла замуж и вместе с мужем организовала мастерскую по конструированию и постройке самолетов. В Петербурге семейное авиапредприятие создало более 120 самолетов.
Зверева летала лихо и дерзко, пикировала с выключенным мотором, первая из женщин выполнила штопор Арцеулова и петлю Нестерова. Газеты писали: «Моноплан „Моран“ под управлением первой русской авиатрисы Зверевой набрал высоту 800 м, завис и нырнул вниз. Аах! Потом снова вверх и описал петлю».
В 25 лет Лидия умерла от тифа — болезнь случилась неожиданно и странно. «Фарманы» кружились над Александро-Невской лаврой во время похорон, прощаясь с талантливым пилотом, конструктором, испытателем.
В честь первой русской женщины-авиатора установлен бюст в сквере Мациевича и названы улицы в Приморском районе Петербурга и Гатчине.
Фото: Карл Булла/Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
#лахтацентр #lakhtacenter #петербург #спб #stpetersburg #лидиязверева #женщинаавиатор