Здравствуйте. Рассказ о приключениях Бартоломью Робертса продолжается. В предыдущей статье мы расстались с ним у острова Ньюфаундленд, откуда Чёрный Барт взял курс на Африку. Однако ветер был противным, и около островов Зелёного Мыса на кораблях, которых было уже два, начала заканчиваться пресная вода. Пираты были вынуждены вернуться в Карибское море, и в сентябре 1720 года два корабля Робертса появились около острова Св. Киттса (Святого Кристофера). Нахальство пиратов возросло до такой степени, что они, несмотря на огонь береговых укреплений, напали на корабли, стоявшие в гавани Бастера (Basseterre), столице острова. И захватили один из них, а два оставшихся ограбили и подожгли. На следующий день пираты Чёрного Барта сделали попытку высадится на берег, однако затея провалилась, помешал огонь береговых батарей и неблагоприятный ветер. Именно на ветер и сослался Робертс в довольно вызывающем послании, которое отправил губернатору острова:
Вам бы следовало прийти и выпить стаканчик вина со мной и моей командой - в таком случае я оставил бы нетронутым самый маленький из кораблей. Во второй раз только ветер, но не залпы ваших пушек, помешал нам высадиться на берег.
Видимо, Чёрному Барту надоело захватывать отдельные корабли и нападать на целые флотилии. Теперь он хотел грабить города. Только пока это не удавалось.
До конца октября пираты Бартоломью Робертса не подавали признаков жизни, по данным некоторых историков, в это время они "отдыхали" на небольшом острове Сен-Бартельми с разрешения местного губернатора. И видимо, отдых пошёл им на пользу - снова выйдя в море, всего за четыре дня с 28 по 31 октября, Чёрный Барт со своей командой ограбили и сожгли 15 английских и французских кораблей.
В это трудно поверить, но об этом факте имеются многочисленные свидетельства, в том числе - губернатора французских Наветренных островов (он же - губернатор Мартиники... но французская система управления колониями была довольно запутанной, так что за истинность данного утверждения не ручаюсь). В январе того же года Робертс взял на абордаж голландский работорговый корабль, вооруженный 32-мя или 42-мя пушками, по разным данным. Произошло это между островами Доминика и Мартиника, и в голове у пирата родилась весьма оригинальная идея. Идя на захваченном судне мимо Мартиники, Робертс подавал сигналы, о том, что направляется к острову Сент-Люсия, где будет проводиться продажа рабов по чрезвычайно низким ценам. Успех операции превзошёл все ожидания пиратов - 14 кораблей особо жадных работорговцев (и немалая сумма денег, ведь они отправились "за покупками"), а главный приз - 18-пушечный корабль "Бригантина". Этот корабль заменил вельбот "Удача", захваченный Робертсом у Ньюфаундленда и получил имя "Добрая Удача". "Поймав кураж", Чёрный Барт даже попытался захватить Мартинику, которую называли "жемчужиной французских Наветренных островов", но потерпел неудачу. Видимо, он не был рождён для грабежа городов и захвата островов, он был рождён для абордажа.
Дерзкие, а главное, успешные действия пирата привели губернатора Мартиники в такую ярость, что он предложил губернатору Барбадоса объединить силы для поимки Чёрного Барта. Была снаряжена целая эскадра, в которую входили три, или даже четыре военных судна. Охота оказалась неудачной, однако точная причина неизвестна - скорее всего, карательной экспедиции просто не удалось выследить неуловимого пирата. Но он всё равно пришёл в бешенство, и поднял на "Королевской удаче" новое знамя, одновременно дав клятву, что рано или поздно повесит обоих губернаторов на рее своего корабля.
Вероятно, Робертс считал, что таким образом он объявляет официальным властям войну. Мне попадались упоминания о том, что под конец пиратской карьеры Робертса обуяла гордыня, и он считал себя чуть ли не королем. Вполне возможно, ведь даже из текста послания губернатору Св. Киттса ясно, что Чёрный Барт отнюдь не страдал от излишней скромности. Впрочем, он больше не пытался захватывать города, флот Чёрного Барта бороздил воды Карибского моря - от Сент-Люсии до Испаньолы, от Испаньолы - до Бермудских островов, а в начале 1721 года Чёрный Барт снова вернулся к Малым Антильским островам. Всё это время пираты грабили преимущественно французские корабли, и делали это чуть ли не ежедневно, а иногда - и по нескольку раз за день. Впрочем, если посмотреть на предыдущие действия Бартоломью Робертса, становится понятно, что он предпочитал захватывать корабли "пачками", не размениваясь по мелочам. Благо теперь, имея флот из трёх кораблей и 500-600 отборных головорезом, он мог себе это позволить. Но губернатор Мартиники тоже не забывал о Чёрном Барте - узнав, что пират снова появился в водах его острова, губернатор лично возглавил погоню на 50-пушечном фрегате. Ему повезло, а точнее - не повезло настичь пирата - а вот пирату повезло гораздо больше. Встреча двух врагов произошла в апреле 1721 года, Робертс разгромил французов и захватил губернаторский фрегат - а губернатора, выполняя обещание, повесил на рее. На рее своего нового 50-пушечного фрегата, который по традиции назвал "Королевская удача". Это была третья по счету "Королевская удача" Чёрного Барта.
Друзья, история Чёрного Барта подходит к концу - осталась всего одна статья, и мне даже жаль, что скоро придётся с ним проститься. Ну а теперь несколько пояснений.
Во-первых, мнение, что послание, о котором говорится в статье Чёрный Барт отправил губернатору Св. Киттса является самым распространённым. Но есть также версия, что это письмо было отправлено губернатору Мартиники после неудачной попытки её захвата. Я больше склонна доверять версии о Св. Киттсе - в письме говорится об уничтожении кораблей, а о таких фактах при атаке на Мартинику сведений нет.
И во-вторых - относительно времени попытки захвата Мартиники тоже есть две версии - была эта попытка предпринята до того как Робертс заманил работорговцев на Сент-Люсию, или после? Я думаю - после. Сделай Чёрный Барт попытку захватить Мартинику, вряд ли бы работорговцы отважились выйти в море, зная, что он находится поблизости.
Вот теперь действительно на сегодня всё - до встречи, и попутного ветра!