Найти тему
Вахтенный начальникЪ

Британская смертоносная "Огненная тень": оружие новой войны

В многовековой истории создания различных образцов вооружения, военной или специальной техники (ВВСТ) нередко бывали случаи, когда заказчик – командование того или иного вида или рода войск – вовремя определяли меняющиеся тенденции современной (для того конкретного периода времени) войны и оперативно выдавали соответствующее задание инженерам на разработку того или иного образца ВВСТ, который должен был существенно повысить боевой потенциал боевых подразделений на поле боя. Однако затем по разным причинам разработка и принятие на вооружение такого образца ВВСТ затягивались.

В результате, когда этот образец вооружения, военной или специальной техники поступал в войска, выяснялось, что он уже морально устарел и более не соответствует – полностью или в значительной мере – тем требованиям, которые к такому классу вооружения предъявляются в изменившихся условиях ведения вооруженного противоборства.

Именно так произошло и с барражирующим боеприпасом типа «Файр Шэдоу», программа по созданию которого одно время считалась командованием британских Сухопутных войск в высшей степени приоритетной.

Прототип барражирующего боеприпаса типа «Файр Шэдоу» на испытаниях 2008-2009 гг. (Фото компании MBDA)
Прототип барражирующего боеприпаса типа «Файр Шэдоу» на испытаниях 2008-2009 гг. (Фото компании MBDA)

В условиях войн нового поколения

В результате проведенного в конце 1990-х годов анализа опыта, полученного британской, а равно и другими армиями мира в последние десятилетия ХХ века, и проработки прогнозных вариантов развития военного дела на перспективу начала уже следующего столетия, специалисты Минобороны Великобритании пришли к выводу, что для решения всего комплекса задач, стоящих перед британской армией на тот момент и прогнозируемых на обозримую перспективу, артиллерийские подразделения должны обладать способностью поражать удаленные цели противника с существенно более высокой точностью.

Более того, артиллерия должна была обладать меньшим временем реакции и возможностями по поражению небольших групп и даже отдельных малоразмерных маневрирующих и мобильных наземных целей, причем зачастую – в сложной и комплексной обстановке, характеризующейся наличием значительного количества разнообразных целей, в том числе и дружественных, и активным применением противником различного рода помех.

Реализацию этих потребностей было решено осуществлять в рамках специальной программы, получившей наименование «Indirect Fire Precision Attack» (IFPA), что можно перевести с английского как «Высокоточная стрельба с закрытых позиций» или «Высокоточная стрельба непрямой наводкой» (возможен, хоть и с определенными оговорками, также и применяемый иногда в отечественной литературе вариант «Высокоточное поражение невидимой цели»).

Данная программа на рубеже веков стала одним из важнейших элементов более глобальной программы военного строительства, которая осуществлялась в рамках Королевских сухопутных войск Великобритании с целью приведения их возможностей в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ведущим армиям мира в условиях ведения войн нового поколения.

В ходе осуществления этой программы британские военные специалисты достаточно быстро пришли к выводу, что одним из наиболее приоритетных направлений повышения огневой мощи подразделений национальных Сухопутных войск должно стать создание нового образца высокоточного ударного оружия – барражирующего боеприпаса.

При достаточном наличии в войсках такие боеприпасы, по мысли британских военных специалистов, должны были обеспечить подразделениям и соединениям национальных Сухопутных войск необходимую гибкость в деле оказания органической, своевременной, долговременной и точной огневой поддержки на соответствующих дальностях, позволяя одновременно атаковать практически весь спектр стационарных и мобильных наземных целей противника как на передовой, при непосредственном огневом контакте, так и в глубине его обороны и даже в ближнем тылу.

В итоге одним из проектов, реализованным в рамках программы IFPA в первую очередь, стало создание специального барражирующего боеприпаса, который впоследствии получил наименование «Файр Шэдоу» (Fire Shadow, в переводе с английского – «Огненная тень») и поступил в опытную эксплуатацию Королевских сухопутных войск Великобритании.

На базе БЛА-разведчика типа KZO в интересах германской армии разрабатывался ББ типа «Тайфун», но в конечном итоге Бундесвер отдал предпочтение израильскому «Харопу» (Фото СВ США с сайта www.dvidshub.net)
На базе БЛА-разведчика типа KZO в интересах германской армии разрабатывался ББ типа «Тайфун», но в конечном итоге Бундесвер отдал предпочтение израильскому «Харопу» (Фото СВ США с сайта www.dvidshub.net)

Когда самолетов и вертолетов не хватает

Основная цель, которую преследовало при реализации упомянутого проекта британское армейское командование, заключалась в том, чтобы обеспечить командиров подразделений постоянной – круглосуточной и всепогодной – высокоэффективной и высокоточной огневой поддержкой, поскольку, как показал опыт вооруженных конфликтов и войн последней четверти ХХ века, самолеты штурмовой авиации – малочисленны и «слишком дороги» в применении, ударные вертолеты – слишком уязвимы и менее оперативны по сравнению с самолетами штурмовой авиации, а способная вести огонь непрямой наводкой артиллерия и ракетные комплексы – малоподвижны, требуют существенного по средствам и времени обеспечения, а также ограничены по дальности и времени поражения.

Снаряд и ракета имеют определенное подлетное время, за которое цель может изменить положение или вовсе выйти из под обстрела, либо могут появиться более важные цели, которые поразить не удастся, поскольку держать в воздухе снаряд или ракету длительное время нельзя.

Решением всех эти проблем и должен был стать барражирующий боеприпас, который лишен практически всех указанных недостатков.

Причем, по мнению заказчика, такой образец высокоточного вооружения должен был иметь дальность поражения не менее 100 км, а также обладать настолько высокой точностью поражения, что обеспечивало командирам реальную возможность избежать случаев так называемого дружественного огня (т.е. поражения своих подразделений, оказавшихся в ходе боевых действий в непосредственном огневом контакте с противником).

Кроме того, британские военные требовали обеспечить возможность функционирования новой системы оружия в режиме «Operator-in-the-Loop» (OITL, в переводе с английского означает «оператор в контуре управления»).

Это позволяло оператору барражирующего боеприпаса постоянно держать последний под контролем, направив его в критический момент времени на новую, более важную, цель, либо же, напротив, отвести боеприпас от цели в случае появления в зоне поражения дружественных сил или некомбатантов (т.е., проще говоря, гражданских лиц).

Наконец, командование британской Армии ожидало, что закупочная стоимость создаваемого под его требования барражирующего боеприпаса будет находиться в районе таковой стоимости уже стоявших на тот момент на вооружении управляемых ракет.

Принимая во внимание тот факт, что такой образец в сравнении с управляемой ракетой обладал бы еще и способностью барражировать определенный промежуток времени в назначенном районе, а также обеспечивал бы постоянное управление оператором выпущенным в район цели боеприпасом в течение всего времени его полета, новый комплекс оружия позволял существенно повысить возможности подразделений британских Сухопутных войск на поле боя.

Израильский барражирующий боеприпас «Хароп», размещенный в пусковой установке контейнерного типа (Фото Владимира Щербакова)
Израильский барражирующий боеприпас «Хароп», размещенный в пусковой установке контейнерного типа (Фото Владимира Щербакова)

Многоэтапный подход

Реализацию этой перспективной задумки было решено осуществить в ходе нескольких этапов с промежуточной оценкой получаемых результатов.

Первый этап предусматривал проведение специального исследования, имевшего целью определение потребности армейских подразделений в новом виде вооружения и выработку требований к последнему (Loitering Munition Capability Demonstration (LMCD) Assessment).

После завершения в 2005 году данного исследования и тщательного анализа полученных результатов было решено перейти ко второму этапу создания нового барражирующего боеприпаса.

В рамках этого этапа командование британских СВ, основываясь на данных упомянутого выше исследования, объявило соответствующий тендер, на который поступили заявки от ряда компаний, предложивших свои варианты перспективного образца высокоточного вооружения.

В частности, европейская компания MBDA, которая возглавляла консорциум в составе компаний «Израэл Эркрафт Индастриз» (IAI), «КинетиК» (QinetiQ) и «Инсис» (полное официальное наименование компании Lockheed Martin UK Insys), а также Университета Крэнфилда (франко-британский научно-исследовательский университет, входящий в систему послевузовского профессионального образования), предложила на конкурс барражирующий боеприпас «Уайт Хок» (White Hawk), фактически представлявший собой модифицированный вариант израильского «Харопа» (Harop).

Последний же образец вооружения являлся дальнейшим развитием барражирующего боеприпаса типа «Гарпия» (Harpy) и отличался от предшественника увеличенными массогабаритными характеристиками и более широким кругом решаемых задач.

В свою очередь консорциум в составе американской «Рейтеон» (Raytheon) и израильской «Израэл Эркрафт Индастриз» предлагал вариант «Гарпии» с бОльшими дальностью полета и продолжительностью барражирования, получивший рабочее обозначение «E-Harpy» или «Cutlass» – от «Combat Uav Target Location And Strike System», что содержательно, так сказать, со смыслом, можно перевести с английского как «Разведывательно-ударная система с боевым беспилотным летательным аппаратом».

Компания «Ультра Электроникс» (Ultra Electronics; точнее, как указывается в зарубежных источниках, в работе принимало участие ее подразделение «Сонар энд Коммьюникейшнс Системс» / Sonar & Communications Systems) совместно со специалистами компаний «EMIT Авиэйшн Консалт» («EMIT Aviation Consult»), «BAE Системс» (BAE Systems), «Локхид Мартин», «Праксис» (Praxis) и «Рейтеон» предложила на указанный конкурс барражирующий боеприпас типа BLADE.

BLADE - аббревиатура от полного названия «Battlefield Loitering Artillery Direct Effect», что можно перевести с английского как «Артиллерийский (боеприпас) для поля боя, барражирующий, прямого действия».

Данный образец вооружения был разработан на базе беспилотного летательного аппарата самолетной схемы типа «Спэрроу-N» (Sparrow-N) разработки израильской компании «EMIT Авиэйшн Консалт».

Дрон имел длину 2,14 метра, размах крыла 2,44 метра, взлетную массу 45 кг, мог брать полезную нагрузку массой до 12 кг и оснащался двухцилиндровым двухтактным поршневым двигателем, работавшим на толкающий воздушный винт и обеспечивавшим аппарату возможность барражирования в течение 6 часов на удалении до 150 км от места старта.

Следует также добавить, что, по информации ряда других источников, в качестве базового для создания данной группой компаний нового барражирующего боеприпаса был выбран беспилотный летательный аппарат самолетной схемы разработки не компании «EMIT Авиэйшн Консалт», а компании «ЮВижн» (UVision), которая известная серией своих беспилотников тактического класса, получивших обозначение «Хироу» (Hero, в переводе с английского – «Герой»).

Специалисты готовят прототип «Файр Шэдоу» к пуску (Фото компании MBDA)
Специалисты готовят прототип «Файр Шэдоу» к пуску (Фото компании MBDA)

В конкурсе также принимала участие американская компания «Локхид Мартин». Ее предложение базировалось на малогабаритной крылатой ракете Surveilling Miniature Attack Cruise Missile (SMACM), что можно дословно перевести с английского как «Осуществляющая поиск миниатюрная ударная крылатая ракета».

Существенным достоинством данного образца вооружения было то, что он был совместим с системой подвески типа BRU-61/B разработки компании «Кобхэм» (Cobham), применявшейся на истребителях пятого поколения F-22A «Раптор» (Raptor) и F-35 «Лайтнинг II» (Lightning II) для малокалиберной планирующей авиабомбы SDB.

Фактически, эта подвеска представляет собой особой конструкции поддон, который крепится на подкрыльевом узле подвески или во внутреннем отсеке вооружения и на который непосредственно и укладывается упомянутая авиабомба.

Наконец, немецкая «Рейнметалл Дифенс Электроникс» (Rheinmetall Defence Electronics) и французская «Талес» (Thales) предлагали британским военным барражирующий боеприпас типа TARES – сокращение от полного наименования «Tactical Advanced REconnaissance Strike» (в переводе с английского – «Перспективная тактическая разведывательно-ударная система»).

Он был создан на базе проекта барражирующего боеприпаса «Тайфун» (Taifun), который одно время создавался под требования немецкой Армии на базе разведывательного БЛА самолетной схемы типа KZO разработки этой же немецкой компании и имел расчетную продолжительность барражирования 4 часа на удалении до 200 км от места пуска.

Общее руководство работами по проекту на данном этапе было поручено компании «BAE Системс», которая в 2005 году получила соответствующий контракт стоимостью 30 млн фунтов стерлингов.

Одновременно в 2005 году контракт на 8,4 млн фунтов стерлингов был выдан Министерством обороны Великобритании компании «Системс Девелопмент» (Systems Development), которой надлежало разработать демонстратор перспективного барражирующего боеприпаса.

Совместно с компанией «Блю Биар Системс Ресерч» (Blue Bear Systems Research) она занялась производством ряда масштабных моделей с целью продемонстрировать возможность использования на новом образце вооружения системы автопилота и ряда других систем.

Продолжение следует

Расширенная авторская версия статьи, опубликованной в еженедельнике "НВО" за 20.08.2021 г.

Остальные части материала:

Британская смертоносная "Огненная тень": идея обретает форму

Британская смертоносная "Огненная тень": от полигона до Афганистана

Британская смертоносная "Огненная тень": стремительный взлет и быстрое забвение