Еще задолго до прославления преподобного Иоанна Затворника в лике святых народное почитание, свидетельства о чудесах и исцелениях по его молитвам побудили руководство Святогорской Пустыни к собранию материалов для канонизации сего угодника Божия.
В 1908 г. архимандрит Вассиан с братиею обители и местными жителями с целью подготовки торжественного прославления угодника Божия, ходатайствовал в Харьковской Духовной консистории о разрешении расследования случаев чудесных исцелений, бывших у гробницы почившего затворника Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна (Крюкова). Народ почитал его как великого праведника, и многие тысячи верующих ежегодно, в день его праведной кончины, стекались к его гробнице у церкви Ахтырской иконы Божией Матери. Здесь служились панихиды, и некоторые, по молитвам преподобного, получали исцеление от разных недугов.
«Исполняя пламенное желание окрестных жителей монастыря на Святых Горах видеть прославление Церковью местночтимого преподобного отца Иоанна, особенно близкого их сердцу, как вышедшему из среды того же народа», земский начальник Изюмского уезда Алексей Шан Гирей, как представитель местных органов власти, докладывал о чудесных исцелениях харьковскому губернатору и Высокопреосвященнейшему Арсению (Брянцеву), архиепископу Харьковскому и Ахтырскому. На их «благовоззрение» были предложены копии с приговора Богородичанского Волостного Схода, приводимого ниже.
Приговор Богородичанского Волостного Схода
«1908 г. июля 8 дня мы, нижеподписавшиеся Харьковской губернии Изюмского уезда Богородичанской волости выборные крестьяне-домохозяева, быв сего числа на Волостном Сходе, созванном Волостным Старшиною с разрешения г. Земскаго начальника 3 участка Изюмского уезда в числе 122 человек, имеющих право голоса, осенив себя крестным знамением, обсуждали вопрос, не благовременно ли обратиться к Начальству с просьбою: не признано ли будет возможным, удовлетворяя религиозным потребностям народа, назначить теперь же соответствующее расследование проявлений чудесной благодати Божией над гробницей почившего несколько десятилетий тому назад иеросхимонаха Святогорской Успенской обители, находящейся в районе нашей волости, отца Иоанна и о прославлении его мощей. Мы свидетельствуем все единогласно, что ежегодно к могиле, где покоится тело Высокочтимого праведника Божия отца Иоанна, стекаются многие десятки тысяч народа служить там ежедневно Панихиды, и по молитвам праведника получают исцеление телесныя и духовныя; молва народная указывает особенно много случаев исцеления душевнобольных. Недавно еще у нас в с. Студенке получил чудесное исцеление от черной болезни крестьянин Дмитрий Васильевич Лобко, продолжительное время лечившийся от этой болезни у врачей. Не получая облегчения и отчаявшись исцелиться от пособия земных врачей, он решился прибегнуть к помощи местночтимаго Угодника Божиего. После молитвы у гробницы иеросхимонаха Иоанна он получил полное исцеление. Исполняя долг своей совести и глубоко веруя в истинность чудес, совершающихся по предстательству преподобного отца Иоанна, и что молитва его всегда угодна Богу, а также памятуя, что дела Божии надлежит не замалчивать, а прославлять, и вместе с тем, чтобы дать возможность большому числу лиц узнать о знамениях и дивных делах Божиих, явленных ради заслуг праведника, чтить и обращаться к нему за помощию в дни скорби и болезней, мы
ПРИГОВОРИЛИ: просить нашего г. Земскаго начальника представить наше ходатайство кому надлежит об открытии и прославлении мощей праведника Божиего иеросхимонаха отца Иоанна.
Подлинный подписан 23 грамотными и 99 неграмотными выборными. На сходе присутствовал исполняющий должность Богородичанского волостного старшины Резниченко».
Благосклонно рассмотрев предложенные документы, Владыка Арсений положил на них следующую резолюцию: «1908 г. июня 11. Отцу Архимандриту Вассиану дать сведения о жизни преподобного Иеросхимонаха Иоанна и его чудесах по преставлении».
Исполняя указ Его Высокопреосвященства, архимандрит Вассиан представил в Харьковскую Духовную консисторию три книги о жизни и чудесах почившего затворника иеросхимонаха Иоанна. Первой книгой было вышедшее в 1880 г. печатное издание о жизни и подвигах затворника, составленное А.Ф.Ковалевским. Вторая книга была представлена в рукописи: это были записки о случаях чудесных исцелений у могилы затворника, составленные святогорским монахом Власием, жившим при больничной церкви, где он нес послушание записчика на панихиды, служившиеся на могиле затворника. С 1877 г. в книге было зафиксировано 57 случаев исцелений. Некоторые из этих случаев были удостоверены и подписями самих исцеленных лиц и многочисленных упоминавшихся в записях свидетелей, а некоторые были записаны по показаниям достойных доверия лиц, слышавших об этих исцелениях, и очевидцев. Третья книга, также рукописная, была составлена протоиереем Григорием Дюковым, проживавшим на покое при больничной церкви на хуторе. В его книге, называвшейся «Дополнение к очерку жизни Святогорской Пустыни затворника иеросхимонаха Иоанна», многие из 28 записей чудесных случаев были удостоверены собственноручными подписями исцеленных и очевидцев.
Таким образом, архипастырю на благорассмотрение было предложено 85 чудесных случаев исцелений по молитвам затворника иеросхимонаха Иоанна. «При этом имеется ввиду, что некоторые чудесные исцеления не могли быть записаны в книгу, т.к. по простоте и недоразумению лиц, получивших исцеление, оне о таковых не сообщили», — такими словами заканчивал свое донесение Владыке Арсению настоятель архимандрит Вассиан.
К сожалению, наступившее вскоре смутное время не позволило довести до конца начатое дело прославления преподобного иеросхимонаха Иоанна. Не было на то благословения Божия и воли самого преподобного на открытие его святых мощей. Да и кто знает, где были бы теперь они после кампании изъятия церковных ценностей, осквернения святых мощей, поругания над святыней и 70 лет безбожия и атеизма? Промыслом Божиим для желанного тогда многими прославления преподобного Иоанна Затворника было уготовано другое время.
Предположить также можно, что дело о прославлении угодника Божия Иоанна приостановилось и вследствие смерти настоятеля Святогорской пустыни архимандрита Вассиана, скончавшегося в 1909 г. после многих полезных для всей Православной Церкви трудов.
О всенародном признании иеросхимонаха Иоанна в лике святых говорит тот факт, что изданный обителью его литографический портрет стоял в святом углу вместе с иконами в домах жителей не только Харьковской, Екатеринославской, Воронежской и других губерний, и даже на далеком Афоне в келии Афонского Пантелеимоновского монастыря, в которой жил старец Силуан Афонский (литография была помещена в изящной вызолоченной раме).
События 1917 года, закрытие Святогорской обители, последовавшие годы 70-летнего безбожного режима, Великая Отечественная война, разрушение храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери, возле которого был погребен Затворник, не смогли предать забвению память о преподобном Иоанне и остановить притекающих и усердствующих к могиле угодника Божия. Не один раз безбожники убирали с его могилы Крест, но благочестивые почитатели ставили на его место новый. По-прежнему по его молитвам совершались исцеления верующих силою, дарованной ему благодати.
Так, например, монахиня Паисия в раннем детстве получила исцеление на могиле преподобного Иоанна Затворника во время совершения панихиды. Ее тело от роду было в скорченном состоянии, и любая тряска причиняла страшные боли, поэтому ее носили куда-либо только на подушке. Во время панихиды, когда ее положили на могилу преподобного и накрыли его мантией, ее кости и суставы стали с треском выправляться и она получила полное исцеление. Данное свидетельство записано со слов ее сестры, Колесник Елены Васильевны, которая, в свою очередь, получила исцеление от кровотечения после видения явившегося ей преподобного Иоанна Затворника, которого она усердно просила о помощи, лежа на одре смерти и потеряв надежду на земных врачей.
После закрытия Святогорского монастыря в 1922 г. братия обители, не желая, чтобы останки праведника преданы были поруганию, убрали с его могилы надгробие и распространили слух в народе о якобы состоявшемся перенесении мощей. Некоторые из местных жителей утверждали, что в годы гражданской войны мощи были выкопаны монахами и увезены в г. Киев. Это, конечно, маловероятно, потому что в те страшные годы разбоя и грабежей монахи не рискнули бы увозить куда-либо мощи, тем более в Киев.
В 1980-х гг. неизвестные могильные грабители стали вскрывать монашеские погребения на монастырских кладбищах Святогорской пустыни. Настоятель Воронежского кафедрального собора архимандрит Алипий (ныне — схиархиепископ Алипий (Погребняк)), имевший близкое общение со многими святогорскими старцами, был вынужден посылать своих духовных чад, которые предавали погребению разбросанные останки святогорской братии.
В 1988 г. местным духовенством на месте погребения преподобного Иоанна Затворника были проведены раскопки. Однако попытка обрести мощи преподобного оказалась безуспешной, и могильный склеп был снова засыпан.
Через год, 5 мая 1989 г., архимандритом Алипием, который уже стал благочинным 13 Краснолиманского округа, были проведены повторные раскопки, увенчавшиеся успехом. Отец Алипий писал в рапорте Преосвященнейшему Иоанникию, епископу Донецкому и Луганскому: «Мел выкидывали на одну сторону, а когда стали приближаться к останкам Затворника, мел стали выбирать руками, ведерком вытягивать из ямы и просеивать мелочь на решето». Была обретена честная глава преподобного, деревянный постригальный крест, кожаные сандалии, цепь от креста, висевшего на груди. Отец Алипий писал далее в рапорте: «… Был найден и наперсный крест — медный с эмалью (благословение матери), — что подтверждало подлинность могилы Затворника. Была обретена свинцовая плита с текстом, положенная во гроб братией обители при погребении».
Недолгое время мощи хранились у епископа Алипия, а в 1993 г. были переданы им открывшемуся в 1992 г. Святогорскому монастырю. Еженедельно, по четвергам, на могиле иеросхимонаха Иоанна совершались братией панихиды. Множество народа приходило за помощью и исцелением к месту погребения подвижника.
В 1995 г. епископом Горловским и Славянским Алипием на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви были поданы документы по канонизации иеросхимонаха Иоанна (Крюкова). Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание иеросхимонаха Иоанна (Крюкова) Синод УПЦ постановил: благословить местное прославление и почитание иеросхимонаха Иоанна (Крюкова) в лике преподобных, утвердить его иконописное изображение, останки преподобного Иоанна считать святыми мощами.
24 августа 1995 г. в возродившейся Свято-Успенской обители при огромном стечении народа совершилось долгожданное прославление в лике святых преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Затворника. Вот как об этом повествует летопись монастыря: «Событием сугубой важности в жизни обители явилось епархиальное прославление преподобного Иоанна Затворника в лике святых, совершенное 24 августа 1995 г. Служили в Успенском соборе, из которого еще не вынесли весь бетонно-кирпичный мусор, оставшийся после демонтажа позднейших перестроек советского периода. Алтарь устроили в трехсвятительском приделе. Временный иконостас установили у северо-восточного столпа… Возглавлял торжества архиепископ Днепропетровский и Криворожский Ириней в сослужении епископа Горловского и Славянского Алипия. Священников, только причащающихся, было 74 человека, богомольцев — до 7 тысяч. После литургии был совершен крестный ход со святыми мощами и иконой преподобного, после которого была праздничная трапеза для гостей и братии монастыря, а также для всех богомольцев».
Крестные хода вокруг обители с мощами преподобного совершаются ежегодно в день его памяти, собирая тысячи почитателей угодника Божия, которым, несмотря на огромное количество, поставляется от обители трапеза.
Еженедельно по четвергам по окончании полунощницы у мощей преподобного Иоанна Затворника соборне служится молебен с каноном.
Молитвы и просьбы людей, приезжающих в обитель помолиться у мощей и на могилке святого, не остаются тщетными. Об этом говорит множество случаев исцелений, подаваемых преподобным в наше время, запись которых ведется братией обители и помещена в новоизданных жизнеописаниях святого.
Сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры
Подать записку о здравии и о упокоении
© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2021 г.