Приветствую всех своих будущих читателей на новом блоге «Понт Аксинский». Почему Понт – Черное море – Аксинский, что значит Негостеприимный (греч. Πόντος Αξεινος – Негостеприимное море)? Ведь самое известное его греческое название, наоборот, Понт Эвксинский (др.-греч. Εὔξενος Πόντος, лат. Pontos Euxinus) – Гостеприимное море?
Я думаю, что на этот вопрос ответил карфагенский писатель и теолог Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (160-220). В трактате «Против Маркиона» он писал (курсив Т – П.А.):
«Так называемому Понту Приветливому природа сама отказывает в таком названии; в этом имени – насмешка. Впрочем, не считай Понт приветливым и по положению: настолько удалился он, как бы из какого-то стыда перед своим варварством, от более человечных наших вод. Обитали там племена самые жестокие, если только обитают на повозке (т.е. скифы – П.А.). Местопребывание – неопределенное, жизнь – грубая, похоть – безразличная и большей частью нагая, даже тогда, когда ее скрывают, повесив на ярме колчаны, которые должны предостерегать, чтобы кто-либо случайно не помешал. Итак, они не краснеют даже перед своим оружием. Трупы родителей, изрубленные вместе с мясом животных, они пожирают на пиру, смерть тех, которые умерли не таким образом, чтобы быть годными в пищу, – проклятая. Даже женщины не смягчаются полом в пользу стыдливости: они вырезают груди, исполняют работу секирами, желают лучше воевать, чем выходить замуж.
Суровость даже в климате: нет никогда ясного дня, солнце никогда не бывает ярко, один (только) воздух – туман, целый год – зима, всякий ветер – Аквилон, влага появляется (только) от огня, реки не могут течь ото льда. Горы увеличиваются в вышину от снегов. Все коченеет, все цепенеет. Ничто там, кроме дикости, не пылает, той, разумеется, дикости, которая дала сценам пьесы о жертвоприношениях Тавров (иноземцев в Крыму – П.А.), о любви Колхов (Медея и Ясон – П.А.), о распятиях Кавказских (Прометей – П.А.). […] Да, ты Приветливый (Понт), родил зверя более приятного философам, чем христианам». [Adversus Marcionem, c. I (p. 271 sq. M] (Цит. по: В.В. Латышев. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. 2. Латинские писатели. Вып. 1. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1904. С. 268-269.)
Этот полемический трактат направлен «Против Маркиона» – христианского ересиарха и гностика 1-го-2-го вв., отвергшего Ветхий Завет. Забудем об этих богословских прениях. Зададимся вопросом: так ли уж приветлив Понт как регион сегодня – отнюдь не ледяной, а солнечный и жаркий, – для расположенных вокруг него на северо-востоке Грузии, Турции и исторически примыкающих к ним Армении, Азербайджана и Ирана (Персии)? Сколько было пролито крови в этом регионе за его историю, реальная продолжительность которой, без академических догматов историков, неизвестна никому? Сколько крови проливается сегодня? Ответы очевидны. Будет пролито завтра? Можно только предполагать.
Что же реально происходит в этом регионе сегодня, глазами очевидца – вашего покорного слуги – волею судьбы и давней женитьбе на колхидианке Медее (без прикола, так зовут мою жену), живущего между Мегрелией (Колхида, Грузия) и г. Трабзоном (Колхида, Турция), путешествующего и изучающего Понт изнутри, глазами очевидца? Об этом и многом другом – новый блог. Без понтов (извините за каламбур, не мог себе отказать), соплей и штампов, жестко и объективно, с богатым иллюстративным материалом. И с ломкой штампов, так характерных для этого региона, скажем, для той же Грузии. Да простят меня в будущем и докажут обратное, если я не прав, автохтоны. Буду рад полемике.
Читайте, подписывайтесь, ставьте лайки, заказывайте интересные для вас темы. Всегда ваш корреспондент – Понт Аксинский.
Тэги: Понт Аксинский, Черное море, Причерноморские страны, Понтийское царство, Тертуллиан