Найти тему
Половинка Луны

Закон Фатиха в действии: вступление на престол правнука Сулеймана в отчётах современников

Сразу развею один устойчивый миф: Закон Фатиха не возлагал на нового султана обязанность расправиться со своими братьями, он лишь давал им право это сделать:

И тому из моих сыновей, кому достанется султанат, во имя всеобщего порядка допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемы. Пусть они действуют в соответствии с этим.

Не буду сейчас подробно описывать причины появления закона, но я твёрдо уверена, что дело не столько в кровожадности османов, сколько в реальных предпосылках, недаром в самой формулировке речь идёт о всеобщем порядке. Конечно, многие жалеют действительно ни в чём неповинных маленьких шехзаде и их матерей, но при этом забывают о том, какие потери могли бы принести гражданские войны, которых было бы не избежать в случае, если бы в живых оставались мятежные родственники. Это не оправдание османов, всё-таки необходимость Закона Фатиха появилась только из-за тщеславия, непомерной жажды власти наследников и их неумении договариваться между собой.

Кадр из сериала "Империя Кёсем"
Кадр из сериала "Империя Кёсем"

Что касается практики применения Закона Фатиха, то до определённого момента сведения об этом противоречивы: сыновья самого Мехмеда II, устроили долгую междоусобную войну, Селим Явуз вступил в борьбу за престол ещё до смерти отца, про его сыновей, кроме Сулеймана, мы почти ничего не знаем, но похоже, что тот был единственным наследником престола, та же история повторилась с его сыном Селимом. А вот следующие два поколения Османов при вступлении на престол использовали своё право на братоубийство.

Подробнее всего современники (свидетельства Марко Вернье и Джона Сандерсона) описали вступление на престол Мехмеда III правнука Сулеймана, об этом и пойдёт речь ниже.

Кадр из сериала "Империя Кёсем"
Кадр из сериала "Империя Кёсем"

Мурад III умер 7-го января 1595 года, но Хасеки Сафие держала в секрете эту смерть, опасаясь бунта янычар. Мехмед III прибыл в столицу из Манисы утром 27-го января. Это был типичный зимний стамбульский день, когда утром светит яркое солнце, к обеду начинается дождь, а к вечеру он переходит в снег. Новый султан прошёл через дворцовые сады в тронный зал, где его приветствовали визири.

Затем друг за другом привели 19 братьев Мехмеда. Самому старшему из них было всего 11 лет, и он был любимцем своего отца: очень красивый, чего никак нельзя было сказать о полном Мехмеде. Мальчик молился Всевышнему и просил старшего брата оставить его в живых. Мехмед (тут показания расходятся) или оставался безмолвным, от горя лишь вырывая волосы из своей бороды, или же успокоил мальчиков, сказав, что их поведут на церемонию обрезания. Братьев действительно обрезали, но после задушили шёлковым шнурком, ведь пролитие крови членов династии было недопустимо. Не было времени даже обмыть тела, их положили в простые гробы.

Кадр из сериала "Империя Кёсем"
Кадр из сериала "Империя Кёсем"

В 10 часов вечера тело почившего Мурада III положили головой вперёд на носилки из кипарисового дерева, накрыли шёлковым покрывалом, расшитым золотом. Покрывало привезли из Медины, когда-то оно лежало на гробнице Пророка. Султана привязали к носилкам золотыми цепями, украшенными драгоценными камнями, рядом был тюрбан, означающий, что султан был тенью Всевышнего на земле. Новый султан проследовал лишь до первых ворот дворца, а скорбная процессия направилась в Мечеть Айя София.

В стороне стояли уважаемые люди, одетые в чёрное, с пальмовыми ветвями в руках. На их головах в знак скорби были маленькие шерстяные тюрбаны, на некоторых была чёрная накидка. Церемония была очень скромной. Султан Мурад III нашёл временный приют под своим роскошным походным шатром, пока около мечети спешно не была возведена усыпальница-тюрбе с пристройкой, где похоронили и маленьких шехзаде.

Кадр из сериала "Империя Кёсем"
Кадр из сериала "Империя Кёсем"

На следующий день принцы присоединились к своему отцу. Сопровождали их те же люди, что днём ранее. Четыре их палача тоже были задушены, но уже без шёлковых шнурков.

Источники:

  1. Godfrey Goodwin "Gardens of the Dead in Ottoman Times"
  2. The Travels Of John Sanderson In The Levant(1584-1602)

P.S. Если вы сильно возмущены Законом Фатиха, пожалуйста, не выражайте это через дизлайк статье. Автор в этом не виноват