Самое интересное на острове Котлин в Кронштадте и их окрестностях это конечно многочисленные форты. Остров Котлин и его оборонительные сооружения успешно выполнили задачу по обороне Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда в ходе многочисленных войн, которые вели Российская империя и СССР. Времена меняются и «форты Санкт-Петербурга» (так их теперь официально называют) выполняют разные функции. Некоторые как «Петр I” («Цитадель») по-прежнему служат военному ведомству,
а на старике «Кроншлоте» размещается лаборатория по размагничиванию кораблей.
Другие заброшены и их можно посещать, как Александр I ("Чумной"). Некоторые используются в туристических целях.
Самая печальная судьба у форта «Павел I». Пьяные матросы со знаменитого крейсера «Аврора» в 1923 году в ходе учений из хулиганских соображений взорвали на форте мину и… были выбиты все стекла в окнах Кронштадта и Ораниенбаума, а от форта остались «рожки да ножки».
Сначала я хотел посетить только форт «Константин», который является туристическим объектом.
Когда я блуждал по Кронштадту, то понял, что городской транспорт в лице автобусов нескольких маршрутов на острове имеется. Я направился на остановку, которая расположена на ул. Аммермана. Здесь я пристал к благообразной на вид местной жительнице пенсионного возраста с просьбой помочь добраться автобусом до форта "Константин". Бабулька задумалась, явно с подозрением на меня посмотрела и сказала, что надо ехать на такси, т.к. автобусы туда не идут. Но на счастье подошел автобус местного маршрута №2-КР. Я зашел в него и пристал к кондуктору с просьбой о помощи. Эта дама оказалась в итоге моим добровольным гидом по острову Котлин и я как-то умудрился проехать на ее автобусе три раза. Она мне посоветовала выйти на остановке "Кронштадтское шоссе, 38", а там идти через микрорайон и мимо контейнерного терминала к форту "Константин", но я обратил внимание, что конечной остановкой автобуса является форт "Шанц" и решил сначала съездить туда.
Западный Котлин (к западу от кольцевой автодороги) выглядит вначале полным бедламом дачек и огородов, а потом на самой западной оконечности острова предстает в виде живописного заказника "Западный Котлин". Здесь и расположены два форта "Шанц" и "Риф": "Риф" - на самом западном "кончике" Котлина (туда еще далеко надо топать), а форт "Шанец" - прямо у конечной остановки автобуса №2-КР.
Форт "Шанц" или "Александр Шанец", можно сказать, украсил все мое путешествие в Санкт-Петербург.
Я остался от этого сооружения в полном восторге. Бегал как угорелый, чуть следующий автобус не пропустил. Я сразу счастливый от удачного приезда сюда буквально взлетел от автостоянки на центральную мортирную батарею и пробежал по ней в сторону моря и перебежал на пушечную батарею и тут уж отдышался.
И далее начал исследовать батарею. Заглянул во внутренние помещения. Читал в интернете, что это опасно, но в этом форте уже поработали.
Следов заброшенности уже почти нет, все очень грамотно поддерживается в законсервированном виде и удивительно чисто, никакого мусора.
Я набродился вдоволь по батарее и увидев двух посетителей в центре форта, спустился к ним и попросил меня сфоткать на фоне батарей. Тут же заметил информационный стенд, где прочитал про форт.
Я потом еще поднялся на центральную мортирную батарею и пороховой погреб, а потом через туннель, в котором раньше ходил поезд вышел за пределы форта к очень живописному крепостному рву.
Природа Западного Котлина неброская, но запоминается.
Меня буквально поразил красивый пляж у подножия форта.
Я с удовольствием здесь погулял, собрал немного ракушек.
Несмотря на сильный ветер даже ногу (одну) помочил в балтийской водичке. Это действо меня взбодрило.
Хотел еще погулять по заказнику, но понял, что времени уже в обрез, т.к. засветло еще надеялся попасть на форт "Константин".
Немного прогулялся по форту и направился к автобусу, на который чуть-чуть не опоздал. Мой добровольный гид-кондуктор честно призналась, что питерские карточки на острове действуют и далее я пользовался кронштадтскими автобусами "на халяву". На обратном пути автобус №2-КР подъезжает еще ближе к форту "Константин", мне осталось пройти до него примерно 2 км.
Среди пассажиров автобуса №2-КР была и бабушка, к которой я обратился за помощью в центре Кронштадта. Она очень удивилась, что мне понравилось на форте "Шанц", и несколько враждебно восприняла мой восторженный рассказ о Западном Котлине. Кондукторша мне сказала, что мне не надо удивляться. Она сама из Питера, а местные не очень любят туристов и с ностальгией вспоминают старые "закрытые" времена. Автобус высадил меня на остановке "Цитадельное шоссе". Я решил чуть сократить путь до форта "Константин" и умудрился чуть не утонуть в грязи, обходя по лесу заправку "Роснефти", расположенную на кольцевой автодороге. Далее я прошел мимо территории грузового контейнерного терминала и продолжил путь вдоль КАД. К форту "Константин" (или полное название "Великий князь Константин")я пришел уже ближе к закату.
Раньше это было мощное фортификационное сооружение, которое верой и правдой служило Российской империи и СССР на протяжении более чем 150 лет. А сейчас это историко-культурный комплекс, который принадлежит автобусному перевозчику ОАО "Третий парк" (на его автобусе №2-КР я и катался по острову Котлин).
Здесь есть гостиница и ресторан, парк развлечений, стоянка яхт и разные другие развлечения. В навигацию курсирует круизный теплоходик по фортам. На территории форта проводятся тематические мероприятия. В общем форту "Константин" в какой-то мере повезло. Вход открыт круглосуточно и стоит всего 100 руб с человека и 150 руб за машину. При моем посещении людей на форте практически не было.
Честно сказать вид отреставрированных фортификационных сооружений не сильно впечатлил, на "Шанце" как-то все масштабнее или я уже подустал. Мимо казарменного корпуса я пробежал сразу к батарее, выкрашенной в зеленый цвет.
Наверху батареи сразу понял главное преимущество "Константина": прямо напротив него расположен судопропускное сооружение С-1 Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Мимо форта в сторону грузового терминала величественно проследовал большой контейнеровоз.
Я немного полазил по сооружениям форта.
Посетил памятник морским защитникам Санкт-Петербурга (его пушка точно направлена на большой корабельный фарватер).
Большую часть времени на форте я провел на его главном объекте, т.е. на панорамной площадке с маяком.
Долго ждал прохождения следующего судна через судоходный канал КЗС. При этом я хорошо рассмотрел окрестности в виде форта "Император Александр I (Чумной)", форта "Император Петр I (Цитадель)".
И полуразрушенную "жертву" крейсера "Аврора"форт "Павел I" можно было разглядеть вдалеке...
Погода к вечеру разгулялась, туман исчез, хорошо был виден центр Кронштадта с Морским собором.
Мимо маяка сновали буксиры и, наконец, я дождался прохождения через судоходный канал небольшого сухогруза.
На КЗС зажглись огни, начался стремительный закат, в одиночестве гулять по форту было немного жутковато, недаром тут есть даже типа подземелье ужасов.
В зимний сезон все на форте приглушено, я еще полазил по полузаброшенным батареям, понаблюдал уже в темноте за работой экскаватора по углублению фарватера и направился к выходу.
Итак, я осмотрел за день целых два форта, результатами дня я остался доволен.
На «Константин» я вернулся через полгода, во время Чемпионата мира по футболу – 2018 и даже переночевал одну ночь в местной гостинице.
На остановку автобусов я вернулся уже в темноте. Смешно, но в центр Кронштадта я ехал все на том же автобусе №2-КР, поблагодарил за помощь знакомого кондуктора и поделился с ней восторженными впечатлениями.
Можно было выйти на остановке "Кронштадское шоссе, 38" и пересесть на транспорт до Питера. Но я понял, что выполнить последнюю цель этого дня в виде вечернего посещения "Эрмитажа" (он в среду работал до 9 вечера) будет трудно, т.к. я приеду на Дворцовую площадь в лучшем случае в 7 вечера. Поэтому я поехал до центра Кронштадта и погулял в районе "Гостиного двора". Ничего интересного я там не нашел, поужинал шаурмой в небольшом кафе и купил очень вкусный зефир местной фабрики. Основную часть сувениров на память о Кронштадте я купил еще днем в центре, в одном из многочисленных сувенирных магазинчиков: теперь мой интерьер украшает военно-морской флаг СССР, подсвечник и магнит.
В Питер я возвращался на комфортабельном автобусе №101 через станцию метро "Старая деревня". Все бы хорошо, но мы попали в страшную пробку на Кронштадском шоссе (есть в центре острова проблемный участок, который не объехать при аварии). Вечерний моцион по Питеру я отменил и отправился в гостиницу отдыхать: ноги просто гудели, ведь два дня подряд я совершал пешие забеги на приличные расстояния. Удивительно но спал я сном младенца. Я вообще-то парень впечатлительных, но приведения с фортов Кронштадта меня ночью не беспокоили.
Спасибо за внимание...