Найти тему
Телеграм-канал СМП

СМП vs Суэц. Амбиции vs здравый смысл

Луиза Бродт, магистр экономики, эксперт портала GoArctic – специально для канала https://t.me/sevmorput


Чем чаще говорят о Северном Морском Пути, как о будущей полноправной альтернативе Суэцкому каналу, тем больше хочется верить, что это время несомненно наступит. 

За всю советскую историю СМП рекордный объем грузоперевозок достигал 6,5 млн т в 1988 г., при всей мощи 15 союзных республик. То, что сегодня мы видим цифру >30 млн т, вероятно, уже можно считать успехом.

Объем грузопотока по СМП ежегодно растёт (2018 г. – 20,1 млн т; 2019 г. – 31,5 млн т; 2020 г. – 33 млн т), но транзит по-прежнему составляет около 2% от общего объема перевозок. 

Фактически международный транзит – это всегда небольшая часть основного ежегодного грузопотока. Напомним эту заветную цифру – 80 млн тонн в 2024 г. Согласно федеральному проекту по развитию СМП к 2030 г. планируется выйти на 110 млн т, где транзит должен составить 30 млн т. 

В конце 2020 г. за добывающими компаниями официально закрепились следующие цифры по обеспечению объема: «Новатэк» – 35,5 млн т, «Роснефть» – 30 млн т, «Газпром нефть» – 6,7 млн т и «Норильский никель» – 1,7 млн т. 

Таким образом, мы имеем три типа грузопотоков на СМП: экспортные грузы «якорных» ресурсных проектов, каботажные перевозки (внутренние порты АЗРФ) и международный транзит. Первые две позиции – важная для Россия стратегическая задача. Что же касается третьей позиции – транзита – это скорее наименее прибыльная позиция с бОльшей ответственностью и последствиями.

Логистические связи южных морей отточены и налажены. Доставка по Суэцу пусть дольше по времени, зато точно в срок. Предоставить аналогичные условия на Севморпути сегодня невозможно.

России важно сосредоточиться на решении таких вопросов на СМП, как обеспечение связи, инфраструктуры, безопасности. Решение перечисленных задач не нужны никому кроме самой России.

Важно планомерно и технологично развивать СМП для себя. «Придут» иностранные игроки – хорошо, не придут – это не должно повлиять на планы развития СМП и АЗРФ.

С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput