Читатели детской библиотеки самые разные. Это малыши, которые ещё не ходят в школу и не умеют читать. Они приходят вместе с родителями, чтобы выбрать свои первые книжки. Дети только начинают познавать мир, а потому с удовольствием слушают то, что читают им мама с папой. Им интересно всё: от эпохи динозавров до русских народных сказок. Младшие школьники, умеющие уже читать самостоятельно, также проявляют интерес ко всему и читают достаточно много: книги по школьной программе и для души. А вот учащиеся средних классов (подростки) читают значительно меньше, многие предпочитают слушать художественные произведения в виде аудиокниги. К тому же, подростки отчасти сами определяют, как проводить свой досуг. И во многих случаях предпочтение отдаётся вовсе не книгам. Поэтому данная категория читателей нуждается в особом внимании.
В нашей детской модельной библиотеке применяются разные формы работы по приобщению подрастающего поколения к чтению, но особой популярностью среди читателей пользуются различные конкурсы, имеющие игровое поле. Красочный, ярко оформленный плакат, размещённый на стеллаже, привлекает внимание юных читателей. Ежегодно читатели детской модельной библиотеки имеют возможность принять участие в двух таких конкурсах: в учебное время года проходит интеллектуальный конкурс, а в период летних каникул — конкурс летних чтений.
Интеллектуальные конкурсы проводятся в начале учебного года в течение 2-3 месяцев (октябрь-декабрь) для учащихся 5-7 классов. Они способствуют развитию интереса к чтению и расширению кругозора подростков. Оформленное на ватмане яркое игровое поле размещается на книжном стеллаже в библиотеке. Раз в десять дней каждый участник получает от библиотеки вопрос; начиная с этого года библиотека будет публиковать конкурсные вопросы также и на своем сайте (pspbib.ucoz.net/). Первый участник, ответивший правильно на все вопросы, становится победителем.
Например, в 2015 году в библиотеке проводился интеллектуальный конкурс «Вокруг света в 80 дней». Игровое поле было оформлено в виде карты мира, и конкурсанты «путешествовали» по разным странам. Из исходной точки (это с. Поспелиха) участники конкурса «перемещались» по нашей планете на игровом поле и через 80 дней, «облетев» весь мир, вернулись в исходную точку. В каждой стране конкурсантов ожидало 2 вопроса: достопримечательности, животные, растения, города, знаменитости и т.д. Вопросы выдавались 1 раз в 10 дней. За каждый правильный ответ присваивался 1 балл. Участники, набравшие наибольшее количество баллов, стали победителями и получили в подарок книгу Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней».
Найти ответы на вопросы интеллектуальных конкурсов участники могут в библиотечных книгах, которые они могут читать дома или в читальном зале библиотеки. Можно пользоваться и Интернетом. Часто, заинтересовавшись в процессе поиска изучаемой темой, подростки продолжают её освоение уже вне конкурса. На некоторые вопросы участники должны дать ответ сразу, не имея возможности воспользоваться какими-либо средствами получения информации. Некоторые вопросы представлены в виде головоломок, загадок и шарад, ответы на которые невозможно найти в Интернете. Таким образом, ребята не только демонстрируют умение находить нужную информацию в различных источниках, но и проявляют свои знания и интеллектуальные способности.
О популярности этих конкурсов говорит тот факт, что по их окончании ребята спрашивают, когда начнется следующий.
Конкурсы летних чтений направлены на привлечение подростков к чтению в каникулярное время. По условиям конкурса можно читать любую художественную литературу на свой выбор, в том числе и произведения, заданные на лето школой. Летние конкурсы проводятся для учеников пятых-седьмых классов в период с 1 июня по 31 августа. В одном из таких конкурсов победу одержал конкурсант, прочитавший за лето 43 книги.
С помощью конкурсов летних чтений можно поддерживать и развивать интерес к семейному чтению. Например, в конкурсе «По книжной тропинке семейного чтения» принимали участие не только подростки, но и их семьи. В течение лета подросток с мамой и/или папой (бабушкой, дедушкой) читал любые художественные книги. Ребёнок устно отвечал на вопросы по прочитанным книгам, а взрослый писал по ним отзыв. За каждую прочитанную книгу подросток получал 1 балл, взрослый — 2 балла, за совместное чтение —3 балла. Таким образом, наибольшее количество баллов получает семья при совместном прочтении книг. Это стимулирует интерес к семейному чтению.
Конкурс дал возможность родителям не просто прочитать произведения, которые интересны их детям, но и узнать мнение ребёнка о прочитанных книгах и поделиться своим. Это нужно не только подросткам, но и родителям, потому что, как сказала одна из мам, участница конкурса: «Детские книги полезны не только детям, но и взрослым —они помогают лучше понять психологию ребёнка». Некоторые родители, участники конкурса,
говорят, что совместное чтение ещё больше их сблизило.
Многолетний опыт проведения подобных конкурсов доказал их эффективность в привлечении подростков к чтению во время каникул и развитии интереса к семейному чтению в тот период, когда подростки учатся отличать хорошую литературу от чтива. Кроме того, конкурсы, имеющие игровое поле, привлекают в детскую библиотеку нечитающих ребят, которые, проявив интерес к конкурсу, часто становятся не только его участниками, но и постоянными читателями детской модельной библиотеки.
Светлана Люблинская
Светлана Люблинская с 2007 года работает в Поспелихинской детской модельной библиотеке. Постоянно участвует в сетевых акциях, конкурсах и конференциях на краевом, всероссийском и международном уровнях. В 2019 году стала победителем Губернаторского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник культуры года» в номинации «Лучший библиотечный работник». Она также вошла в лонг-лист Всероссийского конкурса «Библиотекарь 2019 года».
По материалам журнала “Bookbird” № 2 , 2020