Рождение российской государственности принято вести с 862 год, когда новгородцы позвали во власть Рюрика. Насколько это правильно и важно «СГ» рассказал Андрей Евгеньевич ПЕТРОВ, ответственный секретарь Российского исторического общества (РИО), советник Министра просвещения Российской Федерации
Взаимодействие содружества восточно-европейских славянских народов – вопрос на данный момент актуальный. Это реальная общность людей, и не зря ещё в 2011 году, в преддверии празднования 1150-летия России, тогда ещё Президент России Дмитрий Медведев, на встрече с историками во Владимире, рассказывал, как сложно ему было подписать указ о праздновании: «Периодически вот руку заносил подписать, задумывался и откладывал, и вот, наконец, решился и подписал». Значит, его волновал этот вопрос и он понимал, что дату такую надо отмечать.
Происхождение государства – процесс длительный, никак не одномоментный акт, случившийся 1159 лет назад. Поэтому все современные государства, так или иначе, точкой отчёта назначают некую символическую дату. Так было в Старом свете в 2000 году, когда Объединенная Европа активно праздновала 1200-летие коронации Карла Великого в качестве императора Священной Римской Империи. Теперь эта дата символизирует оформление новой Европы. И неслучайно на евро можно найти и портрет императора - он сейчас один из символов Евросоюза.
Синеуса и Трувора вообще не было
Для России такая дата - 862 год. Хотя у нас есть и историки, и политики, и простые граждане, активно выступающие против неё. Они до сих пор воюют с фантомами, считают, что призрак норманизма может быть использован для того, чтобы уличить Россию в слабости и несамостоятельности. Даже такой уважаемый учёный, как Андрей Николаевич Сахаров, бывший директор Института российской истории, на встрече с президентом не преминул упомянуть о том, что «варяги были все-таки славянами». Есть и довольно сильная группа в Академии наук, с XIX века, убеждённых в том, что «призванные на княжение» были скандинавы. И та, и другая версии — под большим сомнением.
В нашей ранней истории слишком много белых пятен, которые, к сожалению, довольно трудно заполняемы — у нас очень маленький набор источников. Средневековая российская история конструируется из фрагментов. Археология фиксирует присутствие в древнерусских центрах и славянских предметов, и скандинавских, и финно-угорские подвесочки, и балтскую керамику. Но язык везде - славянский. Берестяные грамоты, летописи, первые государственные акты, появившиеся в XI веке, сохранившиеся рукописные книги древней Руси, - все написано на древнерусском. Конечно после того, как Кирилл и Мефодий в конце IX века создали славянскую письменность. Но нам неизвестны на территории России какие-то серьёзные рунические скандинавские надписи. Поэтому, на мой взгляд, хотя я тут в меньшинстве, у нас нет оснований говорить о том, что приглашённые люди были исключительно либо скандинавами, либо славянами.
В летописи у Нестора написано только то, что призвали варягов из-за моря. В этой же летописи позже мы узнаем, что летописец, когда говорил о варягах, подразумевал абсолютно разных в этническом плане людей. Одних варягов там называют англами, других - свионами, то есть, по-нашему - шведами, и так далее. В сущности, всех, кто жил на Балтике, все прибрежные племена у нас назывались варягами. Лингвисты реконструируют древнеиранский, индоевропейский корень «вар» как «вода». Отсюда пошло слово «варить». То есть, соответственно, «варяги» - «люди, живущие у воды», поморские народы. А в этническом и этнокультурном плане, они могли быть разными – и датчанами, и шведами, и англичанами, и славянами, и немцами. Кто именно были наши «варяги» достаточно трудно сказать.
В Великом Новгороде, недалеко от центра есть такой археологический памятник IX века, «Рюриково городище», резиденция древних новгородских князей. Там по разным оценкам, от 40 до 50 процентов вещевого материала хорошо соотносятся со скандинавской традицией. Казалось бы — что еще нужно для доказательства норманнской теории? С другой стороны, большинство из нас сейчас ходит в китайской одежде, мы ездим на японских и немецких автомобилях... Если археологи далекого будущего будут судить о нас по таким находкам, то получится, что на территории России жили в основном китайцы, японцы, немцы, а русских почти не было. Поэтому, если оружие и украшения, найденные в данной местности, имеют скандинавское происхождение, сама местность - торговый центр, а крупные города стояли на пересечениях торговых путей, то такие находки не являются доказательством того, что здесь жили норманны. Мы даже в сельских поселениях северо-восточной Руси находим арабские дирхемы, и это говорит только о том, что Россия вела активную торговлю с другими народами.
Иногда приходится сталкиваться с занятной трактовкой рассказа о «призвании варягов», где говорится про Синеуса и Трувора.
Скандинавское «синегус», «синехус» – это «со своим двором», а «воринг» - «дружина». То-есть, Рюрик с Синеусом и Трувором значит «Рюрик со своим двором и дружиной».
Так что вопросов здесь много, но несомненно одно – уже в колыбели зарождения древнерусской государственности присутствовал процесс взаимодействия разных этнических культурных элементов. Финское племя, славянские племена, балты, все они собрались, а когда не смогли урегулировать между собой отношения, призвали вот этого самого Рюрика, как третейскую силу. Он приехал к ним явно по какому-то договору, не самовольничать, а осуществлять определённые полномочия. Может быть именно поэтому пришедшие с ним сородичи и потомки с большим удовольствием и с большой охотой, шли из этого Новгорода, где их действия были скованны неким договором. В основном шли на юг, в Киев. Уже через 20 лет Олег захватил Киев, убив Аскольда и Дира. И правил там на полной своей воле, назвав Киев «Матерью городов русских».
Первой административную вертикаль создала Ольга
Конечно, очагов формирования древнерусской государственности было несколько. Все-таки она была очень сильно замешана на славянском субстрате, и уникальность ситуации в Восточной Европе IX века состояла в том, чтобы была сформирована действительно объединяющая фактически все основные восточнославянские племена некая государственная структура, то, что историки условно называют «державой Рюриковичей», «Киевским государством», и так далее. Она, конечно, была грандиозна по своим размерам, очень удобна и рыхла в плане административном, и сильной вертикали власти практически не было. Её было достаточно трудно создать. Основным инструментом исполнения властных полномочий была административная поездка за полюдьем, сбор дани и одновременно княжеский суд. Потом эту дань надо было ещё продать на Константинопольском рынке, так что работа князя была сложна и ответственна. Ему приходилось постоянно быть на коне или на ладье, выезжая все время в подчинённые области или на войну. Уже Ольга, правившая Киевской Русью с 945 по 962 годы, заложила основы административной системы, установив систему погостов и «уроков», - заданий, нормативов, сколько и чего в этот погост надо свезти. Это, по сути, был уже первый штришок в будущую административную систему Русского государства.
В результате, мы все-таки можем говорить о том, что в общих чертах это событие, 862 года вполне можно считать опорным моментом. И большинство историков объединяется вокруг этой даты, и в той или иной степени её признают. За исключением некоторого сообщества радикалов.
Ещё Ломоносов стоял на том, что первые князья были прибалтийские руссы. Но Михайло Васильевич не опирался на археологические данные, а исключительно на достаточно сомнительные легенды XVII столетия о происхождения русского государства. Кроме того, в нем был очень силен патриотический настрой. Ему было неприятно то, что историей в Российской Академии занимаются немцы. Его главным оппонентом был Герард Фридрих Миллер. «Отвратительный» Миллер, заложивший основы российской научной археографии и источниковедения.
Альтернативных дат много
Эта группа радикалов считает, что юбилей государственности прошёл в 2020-ом году. Потому что как альтернатива, выдвигается известие 860 года о походе неких руссов на Константинополь. Такой документ, действительно, есть, но что это были за руссы, к сожалению, не понятно. По-шведски «русс» – гребец, поэтому логично будет предположить, что имеются в виду некие шведы на гребных суднах.
Есть и другие даты. Из Бертинских анналов, рассказывающих о государстве франков с 830 по 882 годы, мы знаем о каких-то послах русского когана, задержанных при дворе Людовика потому, что они были признаны свионами (по-нашему - шведами). Были ли они свионами, не были – понять нельзя, как нельзя вообще понять, кем же они были на самом деле.
Руссы, периодически всплывают в разных восточных документах. Есть аланы-русс, есть тюркский народ, который тоже иногда назывался «русс». Были всякие руги, русы, роксаланы, этот корень был очень востребован в эпоху великого переселения народов. Мало того, «рюш» у франков означало «рыжий», вспомните хотя бы «Рыжую бороду» - Барбаросса. Поэтому, оперируя одним только корнем «русс» можно зайти куда угодно.
Но, конечно, с зарождением государственности его связывать сложно, даже если признать тот факт, что это действительно были какие-то организованные руссы. Трудно соотносить создание государства с одним лишь грабительским набегом. Мы же не празднуем, отталкиваясь от захвата Рима вестготами. Никто не празднует дату зарождения соответствующей государственности, хотя создание там Лангобардского государства известно точно именно как создание уже определённой государственности. Поэтому все-таки наиболее оправдана дата 862 года, как некоего символического события.
Впервые отпраздновали 159 лет назад
Но очень важно ещё и то, что в 1862 году, при Александре II, уже отмечали тысячелетие России. С открытием в Новгороде соответствующего памятника.
Интересно, что тогда и указа о праздновании особого не было, там все отталкивалось именно от памятника, а старт работе над ним дал ещё отец Александра, Николай I. К нему было обращено ходатайство о том, что грядёт такая дата, и надо в Академии художеств провести конкурс. Была большая общественная полемика по поводу того, как должен выглядеть памятник, кто должен быть на нем изображен. Очень большие споры вызвала коленопреклоненная фигура России, на верхушке и образ колокола – почему он лежит на земле. В 1862 году, Александр II приехал в Новгород, где открывался памятник, и участвовал в торжествах, посвященных, с одной стороны, открытию памятника, с другой стороны, именно тысячелетию России.
Символично, что событие произошло в день Куликовской битвы. Основные мероприятия тогда пришлись на 7-8 сентября. Там было много скрытого символизма, потому что царь проплыл по Волхову на ялике, высадился на Кремлёвскую площадь, с наследником на лошадях объехал вокруг памятника...
Надо иметь в виду: это произошло спустя несколько лет после поражения России в Крымской войне. Для империи - страшный позор, усиленный тем, что ещё живы были ветераны 1812 года, каких-то 50 лет назад мывшие сапоги в Сене. Празднование тысячелетия стало этапом большого модернизационного проекта. В 1861 году прошёл манифест об освобождении крестьян, потом земская, судебная, военная реформы. Все это, и реформы, и празднование тысячелетия, были звеньями одной цепи. И я думаю, что президент Медведев, подписывая в 2011 году указ о праздновании, тоже имел в виду использовать его как один из рычагов для запуска механизма модернизации. По крайней мере мне этот момент представляется очень важным.
Изначальна процесс создания российской государственности шёл как процесс объединения разных этносов, разных культур. Поэтому важно чтобы этот праздник не был праздником только Москвы, Новгорода и нескольких других городов. Важно, чтобы это был праздник всей России, всех её регионов. Хотелось бы ещё, чтобы к нему в будущем году 1160-летия присоединились и Белоруссия, а в мечтах – и Украина. А если учитывать последующую эволюцию государственности, то, конечно, надо приглашать и весь СНГ. Потому что все эти государства так или иначе, в то или иное время попали в орбиту Российской Империи и Советского Союза и развивались, имея свой очаг в древнерусской государственности. У нас у всех есть общая история.