Найти тему
Извечный Олег

Самая большая катастрофа на реке

«Султанша - роковая женщина» в судьбе более чем 1800 человек, в основном солдат. Именно она решила, кто вернется домой на этот раз, а кто отправится на русловую гряду реки Миссисипи.

Гражданская война в США (1861-1865 гг), северяне режут южан, южане отстреливают северян (янки).

-2

Как раз в середине войны, в 1863 году в Цинциннати был построен речной пассажирский пароход «Султанша» (Sultana). Его задача была осуществлять регулярные рейсы на реке Миссисипи из Сент-Луиса до Нового Орлеана, захваченного северянами и обратно. На данном маршруте было всего три парохода, так как большинство были или уничтожены, или захвачены для несения воинской обязанности. «Султанша» со своей задачей справлялась на ура, являясь самым большим транспортным средством в США (на тот момент), она имела 276 кают, при этом еще можно было размесить на палубах до 400 человек. Не забываем и экипаж, который составлял из 85 человек. Чуть больше 12 узлов хода. Не быстро, конечно, но можно насладиться пейзажами (места, правда, красивые).

Миссисипи
Миссисипи

1865 год, окончание Гражданской войны в США, Конфедерация южан разгромлена, с победой приходит сладкое чувство превосходства, но и ворох проблем. Одна из них - логистика. Помимо регулярной армии Федерации Севера, которая должна была вернуться по домам, были еще и пленные федераты. А в лагерях южан их было немало, около 30 тысяч человек. Конечно, большинство погибли от болезней и условий содержания. Но значительная часть все-таки выжила и имела желание вернуться к своим семьям.

Отправить всех своим ходом? Можно. Дорого… долго, от этого еще дороже. Железная дорога? Не хватило бы мощностей. На самом деле воспользовались всеми имеющимися способами. В том числе и водным транспортом. Регулярной армии, как они думали, не так повезло. Их отправляли кое-как, часто маршем, им не дали такой возможности, приятно прокатиться по величественной реке на пути домой. Пленным дали. Измученным своим положением и «сносным» отношением надзирателей южан (а они знали толк в надзоре, хоть за черным, хоть за белым), им выпал шанс, довольно удобно проделать часть пути. К тому же, лагеря военнопленных располагались в штатах Джорджия и Миссисипи. Правительство назначило пункт сбора в порту Виксбурга, штат Миссисипи, откуда их должны были отправить на север, в Иллинойс.

Самая главная битва на войне - битва за деньги…

Вроде проще не бывает: вот люди, вот река, вот пароходы, загрузи и отправь уже этих несчастных по своим домам, где наконец-то Джон обнимет свою Мэри. Но все просто на словах. В реальности всему простому и человечески правильному, мешают деньги. В этот раз они и тут вмешались и сделали неизбежной трагедию. Правительство готово было оплачивать услуги перевозки от 5 до 10 долларов за человека (в зависимости от его воинского звания), это довольно таки большие суммы при том, что количество людей исчислялось десятками тысяч. Как только сумма стала известна чиновникам и перевозочным компаниям, то началась «битва за Виксбург». Победитель получает заказ на перевозку людей.

Звучит финальный гонг. За звание победителя будут «драться» две компании: «Народная купеческая линия» (два довольно крупных судна «Полин Кэролл» и «Леди Гэй») и «Атлантик-Миссисипи» (новый пароход «Султанша»). Судьи – правительственные чиновники, каков их вердикт? Зачем делать выбор из двух компаний? Людей много, пойдут обе компании, чтобы быстрее отправить домой солдат? Нет, это история была бы не из нашего Мира. По факту случилось так, скорее всего представители «Атлантик-Миссисипи» занесли в правительственную контору увесистый конверт и контракт получила «Атлантик-Миссисипи», «Султанша» была зафрактованна. «Народной купеческой линии» было беспрекословно отказано.

Перед отправкой в Виксбург «Султаншу» проверили, старший инженер порта Нового Орлеана по котлонадзору заметил вспучивание одного из бойлеров паровой машины и рекомендовал в настоятельной форме капитальный ремонт котла либо его полную замену. Однако капитан судна северянин Касс Дж. Мэйсон решил, что заплатки на бойлер будет вполне достаточно, а ремонт можно будет сделать по возвращении, как раз будут средства. Ведь капитан был не просто «морским волком», ну или «речным», если хотите, но и совладельцем судна, и не мог позволить себе потерять столь выгодный контракт из-за какого-то там «вспучивания».

«Речные шпроты»

21 апреля 1865 года речной колесный пароход «Султанша» отошел от пристани Виксбурга. На борту находилось 85 членов команды, 70 богатых пассажиров (каютных) и 2 239 бывших солдат. Итого 2394 человека, при допустимых 676. Деньги в очередной раз победили здравый смысл. Люди находились везде, на палубе, на трапах, в коридорах, даже в машинном отделении.

По воспоминаниям выживших пассажиров: - «Спали стоя, потому что лечь было просто некуда».

Можете посмотреть данную фотографию из Виксбурга. Последняя фотография «Султанши» перед отплытием. Посмотрите, как перегружен пароход
Можете посмотреть данную фотографию из Виксбурга. Последняя фотография «Султанши» перед отплытием. Посмотрите, как перегружен пароход

Паровые котлы были весьма чувствительны к песку и глине, поэтому пароход, использовавший для котлов взмученную забортную воду, был вынужден периодически останавливаться на пути следования, чтобы продуть и прочистить от грязи паровую машину. На этом категорически настаивал старший механик корабля Нэйт Уинтрингер.

Через 5 дней такого жуткого и кошмарного путешествия, после захода в город Мемфис, на борту корабля разгорелся скандал. Причиной послужило принятие «Султаншей» в свои трюмы больше пяти тонн сахарного песка и полсотни живых свиней. Такое соседство при таком размещении пассажиров никого не устроило! Но деньги есть деньги, отказываться от заполнения трюмов капитан не хотел, а пассажиры хотели домой, потому скандал быстро утих. Это было 26 апреля 1865 года.

Ночь с 26 на 27 апреля выдалась темной, потому вахту у штурвала взял сам капитан. Кораблю предстояло пройти мимо островов, которые на лоцманской карте обозначались как «Старая курица с цыплятами», и места эти буквально кишели отмелями. В машинном отделении дежурил второй механик «Султанши» Клеменс.

Время 2.40 ночи, пароход прошел примерно 8 миль. Жители города Мемфиса проснулись от ужасного звука взрыва. Снова началась война? Конфедерация решила взять реванш? Нет… На корабле взорвался правый котёл. Мощность взрыва была такой силы, что палубы вместе с людьми рухнули вниз, а одна из труб была отброшена ударной волной за борт. Вторая труба обрушилась на переполненную спящими пассажирами носовую надстройку «Султанши». Угли от взрыва разнесло по всему кораблю, возникший в результате пожар в течение нескольких секунд охватил практически весь колесный пароход. Левый котёл и паровая машина судна не пострадали при взрыве, и корабль продолжал движение, а возникающий встречный ветер раздувал огонь все больше и больше. Из-за тесноты, тушить пожар было просто не реально. Вскоре большая часть парохода была объята жутким пламенем. Люди в панике бросались за борт, ища спасение от огня, но весенний паводок разлил реку на 5 километров в ширину, у бывших пленных не было сил столько плыть. Да и вода была ледяной. Люди тонули быстрее, чем корабль горел. Многие прыгали прямо на головы уже бывших в воде товарищей. Тех, кто оставался на плаву, течение увлекало вниз, в холод и темноту. С момента взрыва корабль около часа оставался на плаву. Когда борта парохода прогорели ниже ватерлинии, объятое огнем судно затонуло.

Рисунок неизвестного автора.
Рисунок неизвестного автора.

Старший механик «Султанши» Нэйт Уинтрингер, единственный офицер из экипажа корабля, оставшийся в живых, написал в своём рапорте:

Сначала я оцепенел от ужаса. Это был какой-то кошмар. Выскочив наверх, я увидел, что кругом в воде плавают люди. Со всех сторон до меня доносился один и тот же крик: «Погасите огонь!» Пламя все увеличивалось. Кругом царил страшный хаос. Я понял, что огонь заставит меня покинуть палубу. Выломав из окна какой-то каюты деревянную штору, я прыгнул за борт

Экипаж и пассажиры "Султанши" могли погибнуть все, но, к счастью для уцелевших, в этот момент поблизости проплывал речной броненосец "Эссекс". На нем услышали взрыв и поспешили на помощь. Капитану «Эссекса» доложили - «Близ нашей якорной стоянки взорвался большой колёсный пароход. Горит, искры летят в небо». Однако на броненосце имелись всего две шлюпки, которым пришлось делать много ходок, доставляя спасенных на берег. Но на этом проблемы пассажиров «Султанши» не закончились. Спасенных должны были доставить в ближайшее место спасания, форт Пикеринг, но у часовых была инструкция. Боясь шпионов и диверсантов конфедератов, часовые должны были открывать огонь по всем неизвестным. Груженная лодка на реке, при полной темноте (горевший корабль ушел вверх по течению, его на Пикеринге не видели) была очень неизвестной. Часовые открыли огонь. Мешая причалить, выгрузить уцелевших и отправиться вновь спасать. Оружейные выстрелы из форта стихли только под рассвет, когда спасать уже было не кого. Сотни людей утонули, окоченев от переохлаждения, а некоторые умерли уже в шлюпках или на берегу.

Что дальше?

О катастрофе решили не вспоминать, слишком много было «конвертов» и правительственных рук, которые их принимали. А как проще не вспоминать? Правильно, отодвинуть на второй план. Новостей было достаточно, празднование победы в гражданской войне, да и покушение на президента Линкольна, казнь его убийцы Бута. Про «Султаншу» американское общество забыло. Хотя эта вторая по жертвам катастрофа на воде (Титаник третий), первая и крупнейшая трагедия на реке.

Относительные размеры «Титаника» и «Султанши»
Относительные размеры «Титаника» и «Султанши»

Погибло больше 1844 человека, 550 человек спаслись. Капитана среди них не было. Он так и не смог заработать «всех денег» мира.

Памятник жертвам катастрофы "Султанши" в Ноксвилле (Теннесси)
Памятник жертвам катастрофы "Султанши" в Ноксвилле (Теннесси)
Мемориальная доска
Мемориальная доска

Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.

Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Внимание! Всем спасибо за внимание!

#история #гражданская война в сша #19 век #катастрофы #всемирная история