Об очень грустном, но невероятно важном.
Сегодня нам хотелось бы поговорить о том, что мы считаем одной из самых страшных ошибок людей, подвергшихся насилию.
Конкретно в данной статье мы сознательно не акцентируем внимания на том, о каком конкретно насилии идет речь. Идет ли речь о домашнем насилии, о травле в школе, о сексуальном домогательстве или насилии - жертва практически всегда совершает одну и ту же ошибку. Тем, кто её не совершил - нужно ставить памятники и показывать другим людям как пример для подражания.
А говорить мы будем о стыде.
Об эмоции, которая очень часто останавливает человека от правильного поступка надежней, чем страх или боль.
Очень многие люди, которые опасны для общества, а то и вовсе не являются людьми полноценными, несли бы заслуженную кару, если бы их жертвы не замалчивали того, что произошло.
А замалчивают, чаще всего не от страха, а от стыда.
Потому что с детства нас учат что страх - путь и не очень "хорошая" эмоция, но и не слишком плохая. Бояться - не стыдно, стыдно потакать страху.... Опля.
Стыд уже сильнее страха? Да? Ведь мы уже сами написали: "Бояться - не стыдно?" То есть оказаться в постыдном положении - априори хуже.
Нас к стыду приучают с детства, и в принципе - это правильно. Не только потому, что стыд - мощнейшая "негативная" эмоция из всего спектра, доступного человеку. Но и потому что стыд - один из основных инструментов совести, морали, того, что отличает нас от животных.
Но с самого детства научившись стыдиться плохих вещей, мы отдаем все козыри в руки мучителя.
Как это происходит?
- В первую очередь, совершенно любому человеку всегда стыдно, что он допустил подобное с собой обращение и такое к себе отношение. Это - совершенно нормально! Наша моральная сторона возмущается, она негодует, и мы испытываем стыд за то, что позволили страшное. В этом нет совершенно ничего предосудительно. Наши эмоции говорят нам - мне это не нравится, больше так не делай.
И здесь - первая ловушка. Стыд и вину - очень легко перепутать. Это очень похожие эмоции, они идут рука об руку. Поэтому жертва ещё и чувствует себя виноватой в событии. Хотя виноватой быть в принципе не может. (об этом позже) Петля затягивается.
- Во вторую очередь агрессор всегда старательно подогревает то, что жертва испытывает и так. Агрессору выгодно, чтобы жертва чувствовала в первую очередь стыд и вину. Это для агрессора - практически гарантия, что его не привлекут к ответственности.
Не стыдно говорить о страшном.
Не стыдно говорить о больном.
Не стыдно говорить о грустном.
СТЫДНО ГОВОРИТЬ О СТЫДНОМ!
В каждом из перечисленных утверждений ключевое слово - Стыд, стыд, стыд... - В некоторых, назовем их "третьими" ситуациях, само общество тоже, "заранее" дает настройку жертвы на чувство стыда. А, заодно, и вины. Рассуждать о том, правильно это или нет можно долго и нудно. Упираться эти рассуждения будут всегда в одно и тоже: с одной стороны, жертва "не вчера родилась" и могла подумать о том, что не живет в идеальном мире. С другой стороны - идеальный там мир, или нет, а никто вообще-то права нарушать законы (как совести, так и государственные) не имеет, и последствия для того и придуманы. Мы - за второе.
Главная ошибка жертвы
Как мы уже писали выше - первоначально мы, вообще-то, испытываем стыд и вину за то, что допустили некое событие.
Мы уже говорили в одной из статей, что эмоции - это "чувства" сознания. Как наше тело передает нам ощущения, так наше сознание "транслирует" эмоции. Информирует нас о своем состоянии. Сознанию не понравилось - оно сообщило. Это между нами и нами же, никого другого не касается.
Но стараниями агрессора, и того же "общества" иногда, мы воспринимаем этот стыд иначе, направление чувства изменяется:
Мы стыдимся того, что сделал другой человек.
Вот где в этом предложении, вообще, хоть какая-то логика?
Каким конкретно образом мы относимся к тому решению, которое принял другой человек? К его поступку? К тому, что сделали НЕ МЫ?
Даже чертову лошадь у водопоя пить - не заставить! А тут речь о существе, поумнее лошади. Голова - меньше, ума - больше!
И нести ответственность, а уж тем более, стыдиться ЧУЖОГО поступка - это не правильно!
Жертва может стыдиться своей наивности. Да. Но наивность - не грех. Наивность - не преступление. Наивность никому вреда не причиняла. "Виновен в наивности" - нелепость.
А вот агрессор - совершил поступок. Плохой поступок. Преступление. Он - причинил вред. Это - его стыд, уж никак не жертвы! И вина - тоже того, кто поступил плохо. Агрессор виновен в поступке, а не в светлом взгляде на мир.
Мы не можем отвечать за действия другого человека. Не можем их контролировать. Не можем на них влиять. Так какого же лешего мы, при всем вышеперечисленном, соглашаемся испытывать за эти действия стыд?
И не надо соглашаться! Ни в коем случае.
Тем более, что стыд за другого человека - его невозможно ни заглушить, ни смыть, от него - не избавиться никогда. Потому что катализатором стыда всегда выступает извинение и исправление ошибки. А как мы можем исправить чужой поступок? Тем более - совершенный по отношению к нам самим? Как тут извиниться, если извиняться должны НЕ мы? Основной объект - отсутствует.
Единственное что можно - это осознать, что это вообще "не наш" стыд, извиниться перед собой за оплошность (за принятие "чужого" чувства, только за это), и добиться наказания виновного. Последнее - не совсем вопрос справедливости и возмездия. В первую очередь, возмездие - "возвращение" хозяину его "собственности" - пусть ка агрессору будет и стыдно, и страшно.
Потому что...
Единственное, в чем уверен агрессор
Это в том, что никто, ничего, не узнает.
Злые, жестокие люди - не являются совершенными идиотами. Совершая свой поступок они почти уверены, что их - не накажут. Что возмездия - не последует. И уж тем более - что никто не узнает, что они сделали. Они уверены, что жертва никому не скажет, что никто не узнает о том, какова на самом деле их сущность.
Но одновременно - они больше всего боятся именно возмездия и огласки. И стараются всеми силами их не допустить. В особенности - огласки.
Агрессоры боятся огласки, потому что боятся стыда. Да-да))) Того самого чувства, которое так старательно вызывают у других. Того, что все узнают об их делах, что будут вслед оборачиваться, тыкать пальцем и говорить: "Это он - та мразь, это они - те самые... Позорище..."
Если жертвы перестану стыдиться, если раз за разом начнут добиваться справедливости: жить-то страшно станет уже агрессорам. И стыдно будет - уже им.
Агрессор никогда и ничего не посмеет сделать, никому, если будет точно знать, что его "Жертва", скорее всего, окажется не "Молчащим Ягненком", а очень даже "Громкой Овчаркой", по сигналу которой сбежится весь дом. И накажут, как полагается. А потом ещё и по деревне прогонят, неглиже, чтоб все знали - кто он, и за какие-такие поступки "марафонщиком" заделался.