Найти тему
Marga: просто история

5 мадам Грицацуевых: знойная женщина, трепетная лань и представитель советской торговли

"Знойную женщину" и "мечту поэта" я просто не могла обойти стороной. Вдова инвалида империалистической войны, державшая свою бакалейную лавочку и мечтавшая найти себе нового мужа, мадам Грицацуева наткнулась на широкую грудь "сына турецкоподданного" Остапа Бендера, который незамедлительно на ней женился:

"Молодая была уже не молода. Ей было не меньше 35 лет. Природа одарила ее щедро. Тут было все: арбузные груди, краткий, но выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады. Нового мужа она обожала и очень боялась." - "Двенадцать стульев", И. Ильф и Е. Петров

Увы, любовная лодка разбилась в первую брачную ночь, когда коварный Бендер сбежал, прихватив с собой дорогие сердцу Грицацуевой вещицы, включая стул, чайное ситечко и дутый браслет.

Вместо того, чтобы разочароваться в новом супруге, покинутая бросилась искать его, давая объявления в газеты. Остается неизвестным одно: как такая женщина, умудрившаяся проявлять деловую хватку - в конце концов ее магазинчик держался на плаву даже в кризисное время, была настолько пленена могучими плечами Бендера (не будем говорить о прочем), что позабыла и о ситечке, и о браслетике, упорно оправдывая своего Суслика. Меж тем, в остальном она была деловита и сурова:

"- Двадцать рублей, - сухо сказал Варфоломеич.  
Вдова поднялась с мешков. Она была замарана мукой. Запорошенные ресницы усиленно моргали.  
 Сколько? -- переспросила она.  
- Пятнадцать рублей, - спустил цену Варфоломеич.  
Он чуял, что и три рубля вырвать у несчастной женщины будет трудно." - "Двенадцать стульев", И. Ильф и Е. Петров

Узнав от Варфоломеича, что Бендера видели в Москве, Грицацуева, ни минуты не сомневаясь, ринулась в погоню. Но, увы, Остап такой преданности не оценил, и вновь сбежал, сверкнув на прощание своими малиновыми ботинками.

1. "Двенадцать стульев", 1966 год: гражданка Грицацуева - Валентина Савельева

Этот телеспектакль мне не нравится целиком и полностью: большой вклад в это внес лично товарищ Бендер, отличившийся умением наводить на зрителя тоску. Мадам Грицацуева здесь тоже несколько разочаровывает: она, откровенно говоря, совсем не знойная женщина. Скорее деревенская с задатками трепетной лани. Из деревенского - говорок в духе "Людк, а, Людк". Из трепетного - возведение глазок куда-то к потолку и легкое подвывание в голосе. За Бендером она гоняется тоже в соответствии со своим образом, то есть - полутрепетно.

Мадам Грицацуева (роль исполняет Валентина Савельева). Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 1966 год, реж. Александр Белинский.
Мадам Грицацуева (роль исполняет Валентина Савельева). Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 1966 год, реж. Александр Белинский.

2. "12 стульев", 1971 год: гражданка Грицацуева - Наталья Крачковская

Нужно ли говорить, что Крачковская в фильмах Гайдая - просто королева эпизода. И в "12 стульях" она стала той стопроцентной Грицацуевой, что описана на страницах книги. И речь, безусловно, идет не только о внешности. Вдовушка абсолютно покорена бендеровским обаянием. Она готова простить ему и стулья, и ситечко и прочие пропавшие безделушки, лишь бы ее Суслик вернулся к ней вновь. Она даже готова временно прикрыть торговлю, бросившись в Москву за своей великой любовью. Эх, такую преданность хорошему бы мужчине...но проблема в том, что на обычного нормального мужика Грицацуева не клюнет, такой уж тип. Ей страдания нужны, страсти, нужен ей такой мужичок, чтобы она могла его спасать и опекать...Вот такая вот жизненная несправедливость. В общем, потрясающа здесь Крачковская, что и сказать.

3. "12 стульев", 1976 год: гражданка Грицацуева - Лидия Федосеева-Шукшина

Вообще-то, "вся такая воздушная, к поцелуям зовущая" - это было о молодой Елене Боур, старом увлечении Кисы Воробьянинова. И вряд ли такое описание могло подойти к активной в своем стремлении к счастью мадам Грицацуевой. Между тем, здесь вполне подошло. Эта вдовушка очень романтичное и томное создание. Точно юная Джульетта, она вздыхает под луною, трепеща ресницами. И не совсем понятно, чего же в ней такого знойно-страстного. Разве что нет-нет да и прорвется в ней что-то этакое, хваткое.

Кроме того, перед новоявленным супругом она особого страха не проявляет, и, в отличие от книжной вдовушки, робевшей перед Остапом настолько, чтобы звать его исключительно по фамилии - товарищ Бендер, использовала бы это "товарищ Бендер" лишь в сочетании с приказным тоном: "Почему вы, товарищ Бендер, вернулись домой после восьми вечера? Почему не купили килограмм картофеля? С утра я давала вам два рубля."

Мадам Грицацуева (роль исполняет Лидия Федосеева-Шукшина). Кадр из фильма "12 стульев", 1976 год, реж. Марк Захаров
Мадам Грицацуева (роль исполняет Лидия Федосеева-Шукшина). Кадр из фильма "12 стульев", 1976 год, реж. Марк Захаров

4. "Двенадцать стульев", 2004 год: гражданка Грицацуева - Ольга Равицкая

В предыдущих обзорах по Остапу Бендеру я уже яростно осуждала этот фильм. И вопль моей души сводился к следующему: "ну и муть!". Между тем, по поводу Грицацуевой я выскажусь в неожиданно положительном ключе: она навевает на меня ностальгические воспоминания о работницах советской торговли. И, хотя канонической Грицацуевой, державшей свою лавочку, до тех самых работниц было добрых лет сорок, но...в них безусловно есть что-то общее, и это, конечно, не пергидрольная шевелюра. А, пожалуй, напор танка и бульдожья хватка в сочетании с какой-то странной сентиментальностью по отношению к мужчинам, которым они были готовы прощать всё и вся.

Мало, очень мало здесь у актрисы экранного времени, появляется она как-то мельком, на фоне, но и за эти едва ли две минуты с ней уже все ясно. В общем, произойди эта история не в самом конце 1920-х годов, а на полвека позже, Грицацуева была бы именно такой.

Мадам Грицацуева (роль исполняет Ольга Равицкая) в компании Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 2004 год, реж. Ульрике Оттингер
Мадам Грицацуева (роль исполняет Ольга Равицкая) в компании Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 2004 год, реж. Ульрике Оттингер

5. "Двенадцать стульев", 2005 год: гражданка Грицацуева - Нина Усатова

Нет, я, конечно, понимаю, что "молодая была уже немолода", но в 2004 году, когда снимался мюзикл, Нине Усатовой было 53, причем не слишком хорошо сохранившиеся. И это настолько ощутимые здесь 53 года, что даже Николай Фоменко (он же Бендер) в свои "за 40" выглядит рядом с ней, как внук с бабушкой. Словом, на семейную пару из горячей вдовушки и мужчины в расцвете сил они не тянут. Никак. Совсем. Даже с учетом того, что это мюзикл, а не серьезная экранизация книги. Возможно, Бендер это ощущает как никто другой, потому и шарахается от вдовы, как черт от ладана. И это притом, что роль коварного соблазнителя должна ложиться именно на него.

Кроме того, не учитывая возраст, можно заметить и массу других недостатков. Эта Грицацуева не обладает должным градусом знойности, да и "мечтой поэта" назвать ее крайне сложно. Хотя и не исключено, что я мало понимаю в поэтических мечтах.

Мадам Грицацуева (роль исполняет Нина Усатова). Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 2005 год, реж. Максим Паперник
Мадам Грицацуева (роль исполняет Нина Усатова). Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 2005 год, реж. Максим Паперник

Имеет ли смысл говорить, что с Натальей Крачковской никто не сравнится? Правильно, не имеет. Вы и так все видите: выбор у нас тут был скудный.