Найти тему
Николай Цискаридзе

Вы приехали в Россию, уважайте русский язык и учите его

– Вот в одном из интервью вы сказали про творчество, что те же смартфоны, может быть, что-то другое уничтожают в человеке – необходимость творчества и способность к творчеству у детей. И это сильно сказывается во всем. Ничего не изменилось за это время? Вы по-прежнему так думаете?

– А я вас хочу спросить. Вот скажите, вы же во дворе видите, кто-нибудь рисует мелом на асфальте?

– Очень мало.

– А вспомните наше детство или юность даже. Все дворы были разрисованы мелом. Дети рисовали с утра до вечера. Играли в классики и т.д.

Вы понимаете, что такое книга? Мама моя не покупала очень долго телевизор, его у нас дома не было только для того, чтобы меня заставить читать, потому что чтение развивает воображение. Просто развивает воображение. Вы когда читаете, вы невольно представляете себе что-то. Когда вы смотрите экранизацию, автор этого фильма вам уже навязывает образ.

Ну, допустим, если мы с вами возьмем «Унесенные ветром» и посмотрим. Там в принципе главному герою, то, как написано у Маргарет Митчелл, соответствует исключительно Скарлетт О’Хара и Ретт Батлер. Вот они соответствуют. Все остальные герои тому, что она написала, не соответствуют. И такого очень много.

Помните у Пушкина Ленский описан – «С душою прямо геттингенской ... и кудри черные до плеч». Понимаете? Если нет кудрей черных до плеч, это не... Это дело в том, что Онегин блондин, Онегин светлый, а Ленский черноволосый, с кудрями, с длинными волосами. Понимаете, когда ты смотришь экранизацию и Ленский выходит блондином...

Очень знаменитая история была в Большом театре, там же есть это, что «кто там в малиновом берете с послом испанским говорит». И это должен пропеть Онегин, и вдруг главная героиня, не обратив ни на что внимание, видимо, была не самая далекая женщина на земле, надела зеленый берет и он поворачивается и видит... Всегда должна быть в берете Татьяна, и вдруг он видит, что стоит в зеленом берете исполнительница... И он пропел: «Кто там в зеленовом берете с послом испанским говорит». Просто артист был умный.

Вот эти моменты – они очень важны. Ведь когда вы занимаетесь творчеством и вы при этом не умеете читать и не умеете ориентироваться ни на что, не умеете себя вписать в пространство, у вас нет воображения себя вписать в пространство… Вот я солист, я премьер. Но чтобы быть премьером, вы должны за собой вести толпу. Вы не просто так вышли сделать два притопа – три прихлопа. Вам надо себя вписать в картинку так, чтобы смотрели только на вас, потому что картинка бывает иногда лучше, чем исполнитель, и можно отвлечься на люстру, можно отвлечься на другого исполнителя.

Попробуйте пойдите в театр и отвлекитесь от Нееловой. Не сможете никогда, потому что мастер. Вспомните «Театр» Моэма, когда красный платок она достала. Ведь это просто элементарный прием описан, мы таких приемов – большие артисты – знаем очень много. Я всем все время говорю, что могу просто на сцене пить чай, когда люди будут танцевать, я не советую вам со мной соревноваться – весь зал будет все равно смотреть на меня, а я буду просто пить чай.

Воображение. Понимаете? Если вы этим обладаете, если вы в себе это развили, вы это сможете сделать. Это профессия. Профессии.

– Правильно я понимаю: самое лучшее, что могут сделать родители для детей и, наверное, учителя, – дать возможность, дать пищу для воображения.

– Когда-то Людмила Максакова сказала мне очень хорошую фразу, что единственное, что может дать родитель своему ребенку – любовь и образование. Все остальное дала природа, уже дала. Она в нем это заложила. И если он не дал ему любви и не постарался предоставить ему образование самое какое есть для этого ребенка нужное, то ничего он не сделает, потому что, к сожалению, уже все заложено в клетки, и мы с вами знаем по генетике – это все разовьется так, как оно должно быть.

Я бы знаете что очень хотел, чтобы урок литературы, русской литературы в нашей стране был шесть раз в неделю. И русский язык письменный был бы шесть раз в неделю, это я говорю прежде всего как гражданин нашей страны, даже не как ректор.

И так было в моем детстве, когда я заканчивал школу – у нас было три литературы, русская литература, иностранная литература и литература союзных республик. Я очень хочу, чтобы это все вернулось, пусть не будет у нас союзных республик, но чтобы русская литература была шесть раз и хотя бы три раза в неделю иностранная, я хочу.

Я считаю, что это самое главное, чтобы граждане нашей страны знали русский язык, и моим ученикам, которые приезжают сюда учиться из-за границы, я говорю всегда одно: не буду с вами говорить ни на каком языке, только на русском – вы приехали в Россию, уважайте русский язык и учите его.

И еще хочу чтобы, может быть, пересмотрели нужные книги – в каком возрасте что читать по программе. Потому что, к сожалению, пора многие вещи пересматривать, что-то отдавать во внеклассное чтение, а на чем-то настаивать очень сильно, чтобы это было и вернулось изложение и сочинение.