Последний день жатвы у наших предков назывался Дожинками. Выпадает он на 22 августа, но в зависимости от местности и климата праздник справляли в разное время. Но старались успеть закончить жатву до дня Авсеня, который праздновался 22-23 сентября. В некоторых местах Дожинки праздновали дважды – сначала после уборки ржи, потом остальных злаков. Даты празднования в каждом регионе различались, зависели от времени созревания урожая.
В последний день жатвы у славян исполнялись дожиночные обряды. В поле выходили дружно, самая старшая женщина указывала место на поле каждому члену сельской толоки. Работали все, исполняя обрядовые песни при каждом взмахе серпа.
В этот же день выполняли обряд поклонения духу поля под названием «завивание бороды». В последнем несжатом снопе оставляли хлеб и соль. Старшая жница связывала колоски, «завивая бороду». Затем землю между колосьями вскапывали и засевали зерном, поливали «бороду», ходили вокруг нее, катались (кувыркались) по земле.
Обрядовые особенности у славян различались в зависимости от местности. Некоторые раскладывали вокруг «бороды» серпы, заключая в магический круг. Было распространено приготовление символического угощения, когда внутрь колосьев клали камень, застилали тканью и клали хлеб с солью. Дожиночные обряды завершались праздничной трапезой. Готовили кашу из овсяной муки, толокно, пекли пироги, блины, пили вино, пиво и мед.
Считалось, что Леший оберегает посевы от лесных зверей, поэтому и его славяне не забывали задобрить в Дожинки. Люди приносили дары, клали на границу поля и леса. Лешего было принято благодарить и просить помощи на следующее лето.