Про секретный маятник сотрудников НКВД, который позволял увернуться от выстрелов, я услышал еще в начале 80-х. Так, в пустом разговоре, ни о чем. Принял на веру и решил, что постичь его я не смогу, действительно секретное искусство. На самом деле сегодня в разных источниках значится, что техника «Маятника» описана в романе писателя Владимира Богомолова «Момент истины» (другое название «В августе сорок четвёртого»). Это произведение было опубликовано в журнале «Новый мир» в 1974 году. «Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно "качал маятник": пританцовывал левым плечом вперёд, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и всё время передвигался и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксёр на ринге», - как-то так было описано в книге. И это вроде как единственный источник информации о Маятнике Смерша (а не НКВД, как выяснилось).
Второй раз о маятнике я услышал от профессионального военного, офицера-пограничника. Именно он мне и дал почитать «В августе 44-го», сказал, что эта книга была для служебного пользования. Офицер был фанатом Русского стиля Кадочникова. Рассказывал, что сам готовил своих бойцов на основе Русского стиля, и, благодаря подготовке, его бойцы даже на машины на ходу запрыгивали. И как-то в разговоре он проговорился о Спасе. Типа Русский стиль очень хорошо, но вот Спас – это вообще уже нечто особое, чего никому показывать нельзя. И как раз в Спасе Маятник и есть.
А до этого мне как-то попался печатный материал, в котором рассказывалось о каком-то мужичке, который знал какой-то секретный стиль не восточный. И в 90-х четверо быков тренированных к нему пришли на разборы. И он их каким-то хитрым способом положил, в котором основная суть – он двигался так, что бить его было неудобно, а вот он оказывался все время в нужном месте, где противник не мог организовать защиту. Ничего не понятно? И мне было ничего не понятно, но сама идея выигрывать не блоками-ударами и хитрыми перемещениями понравилась.
И вот я начал подозревать, а не шла ли в этом материале речь о Спасе? Короче «раскрутить» офицера на обучение по Спасу я не смог, но кое-какие элементы он показал. Больше всего произвел впечатление вход в противника. Вход с большого расстояния, с шотокановского, а то и дальше. И, что интересно, это не выпад, а набегание на противника. На противника действительно бегут с высокой скоростью. Но боец при этом «бежит» с низким центром тяжести, прижимаясь к земле, а не во весь рост. И все время «качается» из стороны в сторону. А главная изюминка – в руках. Эффективность набега на противника зависит от правильной техники рук, а не ног! Вот в чем оказывается секрет. И еще Спас – это работа с ножом, он и создан был вроде как для ножа.
В наше время тема ножевой атаки очень популярна. Немало видеороликов, на который атакующий с ножом с дальней дистанции со всей дури просто бежит к жертве, и дальше наносит просто град ударов ножом по принципу иглы швейной машинки. Многие считают, что против этого приема нет приемов. Такая атака реально опасна. Но она известная с давних времен, и против нее есть и методы. Там все просто – атака идет по прямой линии, атакующий с ножом лишен возможности защищаться… Отсюда и методы защиты… А вот непредсказуемая маятниковая атака с ножом, да еще с низким центром тяжести – это уже совсем другое дело.
От офицера-пограничника услышал и фамилию его преподавателя Спаса – Безклубый. А Безклубый якобы учил, что Спас – это система запорожских казаков. Сегодня вокруг Спаса куча споров и скандалов на тему, чей Спас, и кто его придумал первым, и кто спекулирует на этом названии. Название-то красивое, и сегодня Спас преподают и разные казаки, и рукопашники. И все считают Спас своим «родным» названием.
Я не специалист по Спасу, ничего не могу сказать, откуда он возник и почему. И это меня совершенно не интересует, как не интересует и ПОЛИТИЧЕСКАЯ. ЭТНИЧЕСКАЯ составляющая боевых искусств. Я смотрю только на технику и методы ведения боя, не важно, кто и когда их придумал. И я спокойно отношусь к версии, что Безклубый преподавал никакой не Спас, а метод СМЕРШа. Это значения не имеет. Важен сам метод.
Метод мне понравился, и если связать его с различной другой техникой, навести логику, то тема казаков (не важно чьих и каких) всплывает неплохо.
И здесь стоит вспомнить произведение «Королева Марго». В нем описано, как один из героев романа уклонился от выстрела и как уклонился. И здесь нет ничего противоестественного. В мушкетерские времена, эпоху кремниевого оружия это было вполне возможно. Тяжелый, длинный пистолет не так легко водить туда-сюда за движущейся мишенью. К тому же он имеет микрозадержку с выстрелом: время на движение курка плюс на возгорание пороха.
Поэтому и прием здесь прост: Как только противник навел пистолет и остановил его, - резкий уход в бок с припаданием к земле. После выстрела резкий подъем и толчок с опорной ноги, бросок вперед и укол шпагой или саблей.
В плотном солдатском строю или в тесной мясорубке боя такие «финты» не уместны. Но во время боя небольшими группами, при казацких набегах такие приемы могли не только жить, но и развиваться. Причем не только против огнестрельного оружия, но и против ударов саблей, булавой и т.п.
Прием мог быть таким. От казака (не важно какой казак и чей) к противнику чертим прямую линию. Это будет палочка буквы «Т». Сам казак стоит на «шляпке» буквы. Как только противник заносит саблю вверх, собираясь подойти и ударить, казак начинает раскачиваться на шляпке буквы «Т» из бока в бок. Цель не увернуться от оружия, а заставить противника замешкаться на долю секунды в выборе направления удара. Как только противник замешкался, казак делает резкий рывок в противника, что называется грудь в грудь, и тут уже наносит удар ножом. Отсюда и надо знать, куда и как колоть и резать ножом, находясь вплотную к противнику. Кстати, похожее можно увидеть на видеороликах с Безклубым.
Ну и дальше этот метод мог получить свое развитие. Это техника ухода от оружия – вниз и в бок, Техника входа в противника – по прямой и зигзагом с низким центром тяжести, работа ножом или саблей – вплотную к противнику. Собственно, в моем понимании с этого любой Спас начинается, этим и заканчивается. Любые другие техники и методы, они лучше развиты в других стилях и школах. И растягивать Спас до уровня какого-то стиля на все случаи жизни не имеет смысла.
Спас как рукопашный бой? Тоже возможен. Если у казака не оказалось в руках оружия, и он выполнил прием, и оказался вплотную к противнику. Что делать? Вот в такой ситуации всякие удары от бедра или с вложением веса тела в удар не пройдут. Бороться? Конечно можно. Но это время терять и подставляться под вероятные атаки других противников. Зато можно вспомнить удары ножом и выполнить аналогичные удары, только голыми руками.
И вот тут офицер-пограничник показал мне, как работают плечи. Это было что-то. Представьте, что Вы на корабле, и Вам надо очень быстро поднять с глубины груз на веревке. Очень быстро. Вот так и должны работать плечи. Причем в разные стороны в разных направлениях. Именно движения плеч становятся основой силы и скорости ударов на ближней дистанции, да еще с разбега. Руки поднимаются вверх как веревку с грузом тащат наверх, а опускаются как груз, брошенный на веревке в воду. Руки – это веревки с грузом. Подобные движения можно увидеть во всех стилях русской направленности, во всех Спасах казачьих. Но из-за недостаточной развитости плечевых суставов у людей, эта техника выполняется процентов на 40 своей реальной возможности, поэтому плохо видна.
Вот этот казацкий метод, который я описал, он достаточно спорен в плане своей победоносности. И здесь надо хорошо понимать, что Спас он потому и Спас, что это последний спасательный круг в критической ситуации. Это шанс выжить. Спас - не для победы, а для выживания. Это всего лишь шанс, пусть даже небольшой, но кому-то может спасти жизнь.
Во время войны есть класс людей, которых можно назвать «сухими материалистами». Они дрожжат, когда им страшно, но когда наступает время боя, просто делают свою работу, нажимая на курок и «нанося удары саблей». Вот таким людям казачьи приемы противопоказаны.
И есть другой класс людей, которые перед битвой молятся, а в битве впадают в состояние эйфории и чувствуют ситуацию спинным мозгом, что называется. Вот у них подобные приемы могут получаться сами собой, просто на подсознательном уровне инстинктов и интуиции.
Вот это качание туда-сюда на шляпке буквы «Т» и резкий рывок вперед, можно совместить в одно движение, если двигаться на противника зигзагом, «елочкой». Причем елочка может быть узкой, но быстроатакующей, а может быть широкой, но более маневренной. При этом елочка должна быть неритмичной, дерганной и нелогичной, непредсказуемой. К ней можно добавить кувырки и перекаты. И дело пойдет. Вот это и есть, скорее всего, то, что называют маятником СМЕРШа. И, естественно, что это не техника победы, а техника последнего шанса, как говорится, лучше что-то, чем ничего, раз уж влип.
И в заключении хочу еще сказать кое-что о рукопашном бое. Вот эта идея, которая заложена в Спасе, если ее развить до нормального уровня, может оказаться страшным сном для боевых искусств Востока. А мне кто-то из отслуживших спецназовцев СССР рассказывал про тренировки их майора по утрам. Ну вылитая идея Спаса, только уже на другом уровне… Все-таки Самбо на месте не стояло, я так понимаю, и боевое самбо – это не только общеизвестный технический примитив.