Прежде чем перейти к тексту Виктора Драгунского «Настоящий поэт», хотелось рассказать предысторию написания этого сценария. Все мы конечно помним его «Денискины рассказы», однако мало кто знает, что Драгунский писал не только для детей, но и для взрослых. Очень интересные у него небольшие юмористические рассказы и фельетоны, один из которых: «Настоящий поэт», я предлагаю в виде сценария для короткометражки, а также повести «Он упал на траву» (1961г.) и «Сегодня и ежедневно» (1964г.). Правда, из всех рассказов были экранизированы: рассказ «Волшебная сила искусства», вошедшая как третья новелла в фильм «Волшебная сила искусства» (1970г.), в главной роли снялся Аркадий Райкин. В первые две новеллы вошли как раз детские рассказы «Мстители из 2 В», «Здравствуй, Пушкин»; два фильма по повести В. Драгунского «Сегодня и ежедневно», о рыжем клоуне Николае Ветрове - «Клоун», снятый в 1971 году Главной редакцией литературно-драматических программ ЦТ, где в главной роли снялся Владимир Этуш. И второй фильм с тем же названием «Клоун» (1980 год), снятый в Одесской киностудии, где главную роль сыграл настоящий клоун – артист цирка Анатолий Марчевский, а также юмористический киножурнал «Большой Фитиль» 1964 года, где одним из сценаристов был Виктор Драгунский.
Эту комическую историю, которая изложена в рассказе, можно увидеть не только в Кутаиси, где действие происходит у Драгунского, но и в другом любом уголке Южного и Северного Кавказа, в том числе и в маленькой, но очень гордой, как говорил мой друг Руслан Мхциев, Северной Осетии. Здесь, как и в других уголках Кавказа могут хорошо работать, если есть работа, хорошо веселиться, хорошо гулять, хорошо пить, а почему бы и нет, как говорил один из героев фильма «Покровские ворота» Аркадий Велюров: «А кто не пьёт, назови, я жду», петь красивые застольные песни, провозглашать великолепные тосты, похожие на поэтические новеллы и, наконец, выходить с достоинством, не упав лицом в грязь из любой неожиданной ситуации.
Чтобы придать более комичную ситуацию, в которую попадает главный герой, я в сценарий ввёл две сцены, которых нет у Драгунского – это встреча с подростками и коровой в старом районе Владикавказа, где и происходит эта история, рассказанная в сценарии «Настоящий поэт». Раньше ещё в 70-80 годы и даже к середине 90-х, у семей, живущих в старых частных домах, имелось небольшое подсобное хозяйство, куда входил небольшой огород, а также некоторые виды домашнего скота: куры, гуси, утки, свиньи и, даже, коровы. Утром свиньи и коровы выходили из своих хлевов и направлялись в сторону Терека. Это сейчас в городе берега у реки «облагородили» - заасфальтировали, понастроили детских площадок, спортплощадок, летних кафешек, увеселительных аттракционов. А раньше здесь лежали огромные валуны, трава была по пояс. Местным хрюшкам и бурёнкам тут было раздолье. Вот поэтому, можно было наблюдать в городе какую-нибудь корову или свинью, которая мирно щиплет травку на газоне в центре города. Когда придумывал сцену с коровой, я хотел снимать её не в городе, а в Ардоне или в Алагиге (там до сих пор по городу ходит скотина). Однако, подъезжая к Центральному Автовокзалу, не доезжая до него каких-то пятьсот метров, увидел, что дорогу переходили две бурёнки, с равнодушием, не обращая внимание на сигналы автомобилистов. Так что, эту сцену можно снять и во Владикавказе, ну, например, не в центре, а где-нибудь на окраине, там тоже есть старые улочки с одноэтажными домами.
В начале и в конце сценария, можно использовать видеокадры: 1. Восход солнца над кавказскими горами (снимали недалеко от Владикавказа) и Утро во Владикавказе; 2. Виды Владикавказа с птичьего полёта.
(Ссылки буду давать во время текста. Кстати, музыкальную композицию, сопровождающая видео восхода солнца, можно использовать в фильме, как торжество победы света над тьмой). Также, во время монолога главного героя о красоте осетинской природы, можно использовать видеоряд осетинской природы. По ходу действия картины можно использовать народную музыку.
Мне кажется, что этим сценарием, а если ещё и снимут по нему короткометражку (я на это надеюсь), я выражу свою любовь и благодарность к Осетии, её природе, к людям, с которыми я встречался во время моего пребывания в этом красочном крае.
С уважением, Александр Ванян.
НАСТОЯЩИЙ ПОЭТ
Сценарий к рассказу Виктора Драгунского «Настоящий поэт»
КАРТИНА I: Восход солнца над Владикавказом
(ссылка на ускоренную съёмку восхода солнца – Восход солнца над Владикавказом в YouTube. Встреча рассвета на Чижиты Хох. 29-30.08.2015 г.). Утренний рассвет в городе (ссылка на YouTube - Рассвет над Владикавказом, ускоренная съёмка постепенно замедляется, и съёмка проходит в нормальном режиме). Лучи солнца опускаются на крыши домов, на деревья, на тротуары Владикавказа. В утренней дымке показались очертания кавказских гор. Сквозь тишину слышаться щебет птиц, шум бурного Терека. Во дворах дворники подметают тротуары. Зазвенели первые трамваи. Город просыпался. Вдруг дикий лай собак, чей-то крик: «Ай», грохот падающего тела и отборный трёхэтажный мат (чтобы не травмировать уши зрителей, хотя в современной культуре можно услышать и такое, предлагаю заменить видеокадром схода снежной лавины в ущелье).
КАРТИНА II: Солнце уже высоко поднялось над городом. По тротуару улице старого города, шатаясь и чуть прихрамывая, шёл мужчина средних лет. Периодически он останавливался, чтобы вытереть платком пот со лба.
КАРТИНА III: Со двора на улицу навстречу мужчине вышла небольшая группа подростков. Проходя мимо них, тот случайно толкнул одного из ребят. Не останавливаясь, пробурчал: «Извиняюсь, пацаны». Молодые люди повернулись к нему, чтобы ответить, но вдруг переглянулись и дружно захохотали. Кто-то из них взял смартфон и стал снимать вслед уходящего мужчину. Однако тот даже не обернулся и пошёл дальше.
КАРТИНА IV: По улице медленно, равнодушно озираясь по сторонам, шла корова. Поравнявшись с ней, мужчина радостно вскрикнул, поднял руку с воображаемым стаканом и произнёс тост: «Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога...
Снится ей белая роща
И травяные луга. (С,Есенин)
Так выпьем, друзья, за нашу кормилицу, за корову, которая поит нас и кормит, согревает нас, и наши жилища в стужу и холод. За тебя милая». И с этими словами он пытается поцеловать корову в мокрый нос. Но бурёнка резко мотнула головой и быстро засеменила от назойливого поклонника.
КАРТИНА V: На обочине дороги стояла старая поддержанная иномарка. Открыв крышку капота, возился в двигателе темноволосый толстый мужчина. Периодически он бросал виноватый взгляд на свою спутницу, которая стояла в сторонке и курила, не обращая на водителя никакого внимания. Вдруг увидев нашего героя, идущего к ним навстречу, радостно помахала ему рукой. Мужчина хотел было улизнуть, но поняв, что это невозможно, подошёл к даме. Водитель, увидев это, стал заметно нервничать. Через какое-то время, поняв, что они не собираются разойтись, он резко захлопнул крышку капота и позвал женщину, бросив на её собеседника гневный взгляд. Дама нехотя попрощалась и пошла к машине. Мужчина усмехнулся, кивнул своей приятельнице и пошёл дальше. Женщина повернула голову в сторону уходящего человека и вдруг вскрикнула, прикрыв лицо руками. Водитель с удивлением посмотрел на неё, а потом увидев спину уходящего, окрикнул его. «Эй, парень, остановись на минутку», - крикнул он, картавя русские слова. Мужчина остановился. «Эй, ты, - продолжал водитель, - ну, как тебе не стыдно? Ты идешь по улице в совершенно нетрезвом виде - это раз! Ну, на это я не сержусь, ладно! Но послушай, в каком ты виде идешь! Ты идешь, можно смело сказать, просто в неприличных штанах. Может, тебе собаки разорвали штаны, или ты их просто протер, сидя за столом, или у тебя нет денег, чтобы купить себе новые, - не знаю. Но ты уже идешь впереди меня и сияешь тем самым местом, на котором ты так прилежно сидишь! Это некрасиво, слушай, я все-таки собираюсь ехать с дамой, у нас с ней хорошее настроение, и вдруг мы обязаны в центре Владикавказа, любоваться твоими дырявыми штанами! И тем, на что они надеты. Это некрасиво, парень, слушай, это я тебе серьезно говорю». Мужчина повернулся к водителю, чтобы ударить его, но посмотрев на покрасневшую женщину, гордо и с чувством собственного достоинства, произнёс: - «Ты посмотри на наш прекрасный город, на его улочки, озарённые лучами утреннего солнца. Ты посмотри на эти горы, застывшие в торжественном молчании в этот предрассветный час, - показывает рукой в сторону гор. - Ты посмотри на их крутые прекрасные склоны, похожие на бока необъезженных кобылиц и покрытые столетними мудрыми стволами гигантских деревьев. Ты посмотри на эти обширные сиренево-палевые луга, покрытые неисчислимыми цветами, где пасётся молодая кобылица... Бриллиантовые слезы сбежали к ее девичьим глазам, и она вздыхает трепетно и чисто и зовет к себе черногривого друга, чтобы он пришел и преклонил перед нею колени. Ты посмотри на этот бурный и могучий Терек, несущий свои быстрые волны в Каспийское море! Ты посмотри, наконец, на первые лучи солнца, они робко касаются безмерного купола неба, чтобы через секунду все, все здесь заиграло и запело от прикосновения перламутровых пальцев! Вот куда смотри, а не на мою задницу». С этими словами, мужчина поворачивается и уходит. Камера крупным планом показывает его со спины, показывая порванные штаны, где его смуглое тело, выглядывало как месяц из облаков. Затем, камера медленно подниматься вверх, оставляя за собой и уходящего мужчину и водителя с его машиной и женщиной, крыши домов, верхушки деревьев, и наконец, Владикавказ, стал виден с высоты птичьего полёта. (Здесь, наверно, должна звучать застольная песня).