Рано утром 14 июня 1938 энкаведешник Генрих Люшков попросил политического убежища у пограничников марионеточного государства Маньчжоу-Го.
К своим 38 годам от роду сын одесского портного, успешно преодолевая карьерные ступеньки, дослужился до комиссара государственной безопасности 3 ранга. Возможно, поднялся бы еще выше, но сталинская машина уничтожения не щадила и своих верных слуг. Хотя служил режиму Генрих Самойлович более чем рьяно (возглавлял УНКВД в Азово-Черноморском крае, был членом краевой тройки НКВД, участвовал в громких расследованиях, активно участвовал в репрессиях), однако понимал, что в СССР незаменимых людей нет.
При Г. Г. Ягоде в 1937 году Люшков стал главным энкаведешником по Дальнему Востоку. Но в этом же году Ягоду арестовали, а в последних числах мая 1938-го глава дальневосточного НКВД лишился своей должности и получил от преемника Ягоды Н. И. Ежова телеграмму, в которой тот предлагал ему перевод в Москву и спрашивал мнения Люшкова по этому поводу.
Люшков же, отлично зная механизм действий внутри системы, заранее решил обезопасить своих жену и падчерицу. Подготовил необходимые документы, указывающие, что девочке необходимо лечение в одной из клиник Западной Европы, велел им туда отправляться, а по прибытии на место жена должна была прислать ему телеграмму с определенным текстом.
Ночью 14 июня 1938 г. Г. Люшков отправился якобы инспектировать границу. Прибыв на заставу, он взял себе в сопровождающие начальника той. После того как они прошли некоторое время вместе, чекист приказал начальнику заставы ждать его, так как сам он должен встретиться с неким особым агентом с маньчжурской стороны. Напрасно прождав Люшкова два часа, начальник заставы поднял тревогу. Сам же энкаведешник в это время уже сдался пограничникам Маньчжоу-Го.
Некоторое время считалось, что Люшкова похитили японцы, то есть, мысль о предательстве трижды орденоносца, человека, дважды встречавшегося с самим Сталиным, никому в голову не приходила.
Чекист, который был причастен к огромному количеству репрессий, организатор массовой депортации корейцев, исконно проживавших на Дальнем Востоке, оказался очень даже востребован японцами. Все известные ценные секретные сведения о дислокации дальневосточных войск, укреплений и т. д. Люшков передал японцам, а те, в свою очередь, поделились этим с Германией. Далее бывший комиссар госбезопасности вовсю разоблачал сталинский режим на страницах японских газет, рассказывал о репрессиях и пытках в застенках НКВД и даже предлагал японцам организовать покушение на Сталина.
Япония использовала перебежчика в своих целях в течение 7 лет. В 1945 г., когда Квантунская армия капитулировала, Генриху Люшкову было предложено покончить жизнь самоубийством: вероятнее всего, японцы опасались, что СССР достанутся сведения, известные ему о японской разведке. Люшков отказался от суицида. Тогда его просто убили: по одним сведениям застрелили, по другим – задушили. Известно, что его японские кураторы относились к бывшему энкаведешнику с нескрываемым презрением. Хотя, кто жалует предателей…
Жена и падчерица Люшкова не успели убежать из СССР: жене присудили 8 лет лагерей (реабилитировали в 1962 г.), девочку спасла сестра ее родного отца.
Читайте на нашем сайте:
В нашей ленте:
Краткая история СССР здесь:
https://ridero.ru/books/istoriya_sovetskoi_strany_ocenochnyi_ocherk/
Не забудьте поставить лайк и подписаться (если вы еще не с нами). Яркого лета 🌴🌞⛵ Пусть сбывается все хорошее🙂
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.