Найти тему
Журнал не о платьях

"Я обедал за одним столом с людоедами". Тимофей Баженов, главный мачо российского телевидения

Интервью для "Лилит" берет Марина Бойкова:

Книга, которую вы упомянули, называется «Дикие истории. Дневник настоящего мужика». Она действительно написана на основе вашего дневника?

Название придумано не мной – редакцией. Дневник я никогда не вел. Вот теперь, наверное, буду, потому что вместе с сединой, которая пробивается на моей груди, память становится все хуже. А еще недавно дневник мне не требовался. Я помню все телефоны наизусть. Я помню все имена, отчества, фамилии и дни рождения тех людей, с кем когда-либо близко общался. И у меня есть график командировок, который я больше двадцати лет веду вместо дневника, поэтому легко могу восстановить ход событий. На протяжении всех этих лет я думал: вот эта история хороша, та хороша, когда состарюсь, я напишу про это книгу. То есть в своей голове я откладывал истории, достойные литературного описания. И тут мне издательство сделало заказ, для которого все накопленное как раз пригодилось. Думаю, напишу продолжение. Еще на пару таких книжек историй в моей голове хватит точно. Я уверен, что ничего подобного люди не читали. А мне всегда было важно, чтобы мои читатели, зрители, слушатели на радио узнавали от меня что-то такое, чего они нигде бы больше узнать не могли.

Например?

Книжка изначально должна была быть прикладной. То есть это должен был быть в некотором роде учебник, который жены, матери и сестры покупали бы к мужским праздникам, чтобы их мужья и сыновья благодаря этому учебнику совершенствовали бы свои мужские качества. И вначале я и стал писать так – как инструкцию по сборке табуретки. Но потом это все переросло в такой… я бы сказал, капустник из моей жизни, и вот эта конструктивная часть пропала. Есть там история о том, как брать на себя ответственность, и что будет, если ее не брать. Есть истории об абсолютно безвыходных ситуациях, из которых, однако, был найден выход. Есть несколько историй о путешествиях в те места, куда современные люди уже никогда не попадут, а я попадал. Многие из этих мест на планете или перестали существовать, или стали совершенно закрытыми, поэтому информация, изложенная в книжке, может считаться, пожалуй, единственным источником таких знаний. Например, это все те же острова Папуа – Новой Гвинеи, которые прилегают к австралийскому побережью. Сегодня это абсолютно закрытые территории, на которых до сих пор практикуют людоедство.

Даже боюсь спросить… Доводилось ли вам в компании людоедов… трапезничать?

Да, можно сказать, за одним столом обедал. Но, знаете, человечина – еда праздничная, каждый день на стол ее не подают. И обыкновенно для таких пиршеств используются люди, которые в иерархии, скажем, соседнего племени занимали значимое место. Если такой человек храбрый, то его, бывает, на поле брани убивают, если трус, в плен берут. В любом случае, готовят человечину с рисом и плодами бао.

Ничего себе – праздничная традиция… Кстати, какие праздники для вас значимы? Новый год, наверное, отмечаете в кругу близких?

Нет, это для меня обычный рабочий день. Отмечаю я другие праздники, в основном религиозные – Рождество, например, Богоявление. 2 августа (День ВДВ. – Прим. авт.) для меня тоже, можно сказать, религиозный праздник. В этот день я обычно в фонтане купаюсь. (Смеется)

И празднуете без алкоголя? Правда, что вы с ним не дружите?

Почему, очень даже дружу. Мне не надо водки – я пьян собою. (Смеется) Понимаете, у меня особый взгляд на эти вещи. Я не получаю удовольствия от того, чтобы напиться допьяна. Но мне нравится вкус некоторых напитков. Я с удовольствием сам гоню самогон. В жизни я пил разные жидкости, в том числе и такие, о которых вам и помыслить страшно. Вот в книге моей есть повествование о том, как мы с друзьями пили ацетон. И что потом было. И все это – чистая правда.

Расскажите какую-нибудь страшную историю, в книгу не вошедшую.

Например, меня чуть не убили дельфины. Но это не страшная, а скорее дурацкая была ситуация. Мы приехали к моим друзьям-дрессировщикам в Анапу. Нам нужно было снять у них трехминутный эпизод. Был самый разгар туристического сезона, представления шли каждый час, и дельфины были уставшие, и дрессировщики… Очередь в дельфинарий стояла колоссальная. И в обед, когда дрессировщики уходят поесть, дельфины продолжают работать с детьми с разными отклонениями – считается, что при определенных заболеваниях, например при ДЦП, очень помогает общение с дельфинами. Я попросил дрессировщицу выделить нам время. Она сказала: «Ну мы пойдем поедим, ты их всех знаешь – короче, давай». Дельфины меня знали и хорошо слушались. Я прыгнул в бассейн, подозвал к себе дельфинов, и буквально через секунду они начали откусывать от меня куски. А у них зубы серьезные – как у овчарки. И даже сломали мне два ребра. Почему это произошло? Просто они никогда не видели в бассейне человека в одежде, а я прыгнул к ним в брюках и майке. И они восприняли меня как врага. Это было нашей недоработкой, нарушением техники безопасности. Идиотским поступком с моей стороны. Это, конечно, удивительно, что я, такой друг всех зверей, от своих же друзей и пострадал.

Многие женщины так представляют себе настоящего мужчину: спокойный, взвешивающий каждое слово, физически сильный, надежный, умелый, успешный… Не сочтите за лесть, но вы как никто отвечаете всем этим представлениям. И имя у вас очень мужественное – Тимофей, и отчество – Тимофеевич. Значит, не случайное имя?

Не случайное. Я седьмой Тимофей в семье.

Из этих семерых кто самый-самый?

Если говорить об известности, то, наверное, я. А самый знаменитый Баженов – Василий Иванович Баженов, архитектор XVIII века. Он пол-Питера отстроил и много чего в Москве.

Однако в одном из интервью вы говорили, что ваши предки – из крепостных крестьян.

Я наполовину из крепостных крестьян, а на другую половину – из столбовых дворян. Отцовская линия как раз дворянская. Но во мне больше крестьянства, а дворянство я не люблю. Считаю его выморочной и абсолютно неинтересной для общества структурой.

Вот ваша книга – это «Дневник настоящего мужика». Какими же, по-вашему, качествами должен обладать настоящий мужик?

Еще раз скажу, что этот заголовок придумал не я. Было бы странно, если бы я сам дал себе такое лестное определение. Ну а мужчина в первую очередь, наверное, должен быть добрым. Во вторую – сдержанным. Третьим пунктом пусть будет хладнокровие. Это очень важное для мужчины качество. И, наверное, он должен с уважением относиться к тем, кто его любит. Последним в списке я назвал бы непредрасположенность к предательству. Впрочем, нет, этот пункт я, пожалуй, перенесу на первое место…

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай начало беседы с Тимофеем:

Марина Бойкова, Москва, специально для «Лилит» * Фото: topspeaker.ru