История видеозаписи началась в 1932 году, когда советский изобретатель К. Л. Исупов предложил использовать для записи изображения на магнитную ленту магнитные головки, закреплённые на вращающемся барабане. Первый в мире видеомагнитофон, построенный по такому принципу — «VR-1000» (другое название — «VRX-1000») был представлен фирмой «Ampex» 14 марта 1956 года. Из-за своей цены в 50 000 долларов «VR-1000» использовался только крупнейшими телестанциями, заменив кинорегистраторы.
Компания «Ampex» была основана в 1944 году в Калифорнии инженером-электриком и эмигрантом из России Александром Матвеевичем Понятовым. Первоначально компания занималась производством небольших электродвигателей, которые использовались в военных радарах.
В мае 1957 года в библиотеку ленинградского завода «Ленкинап» поступил журнал SMPTE, в котором были опубликованы три статьи инженеров фирмы «Ампекс», посвящённые магнитной видеозаписи. Заместитель главного инженера завода В. Раковский стал инициатором создания лаборатории видеозаписи.
До 1970 года поставки видеомагнитофонов Советскому Союзу были запрещены США в связи с эмбарго и как «технология двойного применения», пригодная для использования в военных целях. Поэтому, в 1958 году было принято постановление ЦК о разработке собственных видеомагнитофонов. Ещё одной причиной этого решения стала встреча в этом же году вице-президента США Ричарда Никсона с Генеральным секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым на американской выставке в Москве, которая была записана видеомагнитофоном, стоявшим в соседней комнате «типовой американской квартиры». Запись была подарена Хрущёву, которую тот передал в Институт звукозаписи (ВНАИЗ) для расшифровки. После этого работы по разработке собственных систем видеозаписи начались одновременно в Москве (в институтах ВНАИЗ и НИКФИ) и в Ленинграде (в институте ВНИИТ и на заводе «Ленкинап»).
В Ленинграде под руководством заведующего лабораторией М. Г. Шульмана было принято решение использовать отечественную ленту шириной 70-мм, поскольку задача совместимости с американским форматом первоначально не ставилась. Это исключало возможность воспроизведения зарубежных записей, но расширяло полосу записываемых частот. Во ВНАИЗ (ныне ВНИИТР) разработка видеомагнитофона началась в 1958 году под руководством В. И. Пархоменко. Разработка велась на основе американского формата Q, что позволило воспроизводить зарубежные записи и продавать отечественные за границу. 20 февраля 1960 года газета «Советская Россия» в статье «Это вы увидите сегодня» сообщила о передаче по Центральному телевидению экспериментальной программы в записи на ленте. Она велась из помещений ВНАИЗ: телекамеры установили в концертной студии, где состоялся эстрадный концерт. После прямой трансляции он был показан в записи.
На Новосибирском заводе точного машиностроения было организовано серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1» формата Q.
Всего было выпущено 160 аппаратов. В первых видеомагнитофонах для записи черно-белого телевидения использовалась импортная видеолента. При дальнейшем развитии видеозаписи возникла необходимость разработки и промышленного производства отечественной видеоленты. В начале 1960-х годов в лаборатории носителей записи ВНИИТР под руководством И.И. Элиасберг совместно с НПО "Свема" в городе Шостка на Украине началось создание отечественной видеоленты. В результате этой работы появилась видеолента ТЛЦ, имевшая удовлетворительные параметры.
Впоследствии ВНИИТР разработал модель «Кадр-3», который позволял записывать и монтировать цветные телепередачи.
Производство видеомагнитофонов "Кадр-3" началось в 1969 году, а 7 сентября этого же года состоялась передача в эфир первой цветной программы "Осенняя песня" с видеомагнитофона "Кадр-3" из аппаратной ОТЦ. Вслед за видеомагнитофоном "Кадр-3" НЗТМ в 1975 году приступил к серийному выпуску новой разработки — модифицированного видеомагнитофона "Кадр-3П" с улучшенными техническими характеристиками, который мог разбираться на две упаковки для облегчения монтажа в автобусах. Этот тип видеомагнитофона выпускался заводом до 1987 года.
Венцом работы ВНИИТР в области создания видеомагнитофонов со строчной видеозаписью на ленте 50,8 мм было появление "Кадр-5", предназначенного для работы в автоматизированных монтажных системах. Большой объем видеомонтажных работ привел к необходимости создания систем автоматического монтажа, в которых поиск, разметка, запись и воспроизведение уже отобранных фрагментов производились без участия оператора.
В видеомагнитофоне был использован быстродействующий лентопротяжный механизм (разработка Ю.О. Кинциса и В.Н. Квятковского) с использованием буферных накопителей ленты и малоинерционного ведущего двигателя с вакуумным прижимом ленты. Тем самым была обеспечена малая инерционность ленты на ее рабочем участке, при которой разгон ленты при перемотке был возможен со скоростью в 10 раз больше номинальной, полная остановка происходила за несколько секунд, а выход на номинальную скорость достигался за доли секунды. Небольшая партия этих видеомагнитофонов была выпущена для работы во время Московской Олимпиады в 1980 году. Но в серию данная модель видеомагнитофона так и не пошла.
Кадр-3ПМ является долгожителем, он стоял на вооружении видеостудий в СССР на протяжении более 20-ти лет. Некоторые экземпляры до сих пор в исправном состоянии и трудятся на оцифровке старых видеоматериалов. А некоторые экземпляры попали в частные коллекции и музеи.