Об особенностях женского костюма на Руси можно прочесть здесь.
В начале фильма предстает перед нами невестой князя Александра, которую едет сватать в Торопец друг и дружинник князя Ратмир.
На этом кадре можно детально рассмотреть головной убор – очелье, расшитое бисером и металлическими бусинами и бляшками, к очелью пришиты ленты опять же расшитые бляшками, к которым прикреплены трёхбусинные височные кольца.
Интересно, что очелье расшито бисером фигурами ромбов, которые символизируют в древнеславянском язычестве знак вспаханного поля.
Обратите внимание, что височные кольца – с тремя бусинами, украшенными зернью, преобладали в местах расселения племени дреговичей, хотя княжна – полочанка. Как уже отмечалось к XIII веку с развитием торговли между княжествами и соседними народами, племенная принадлежность височных колец уже утратила былую определенность.
Особенно интересно, какое украшение выбрала Александра Брячеславна из ларца с подарками жениха! Металлические бусы с секировидными подвесками, украшенными пятилопасными цветами и бубенцами. Если бы цветы на подвесках были с шестью, а не с пятью лепестками, я бы на 100% сказала, что эти бусы-оберег, посвященный Перуну. Рассудите сами, секира, то бишь топор – оружие громовержца Перуна, бубенцы – олицетворение небесного грома. Древние славяне прикрепляли бубенцы к пояску на одежде детей, чтобы «божий гром» отпугивал нечистую силу.
Давайте теперь посмотрим на одежду княжны. К сожалению, она недолго появляется в кадре в полный рост.
Глядя на это кадр, мы можем оценить скромность верхней одежды княжны. Такой наряд на сватовство, когда надо было «показывать товар лицом», могла одеть дочь горожанина и то не самого зажиточного. На княжне мы видим традиционную славянскую льняную рубашку, окрашенную в нежно-розовый цвет и отделанную на опястьях и подоле шелковой лентой. Пояс рассмотреть сложно, скорее всего он тканый или плетеный в тон рубашке с металлическими украшениями на концах по типу бубенцов. По идее, на ней еще должен быть один предмет верхней одежды, сообщающий, что княжна половозрелая и ее можно сватать. Это понева или «глухой сарафан» (с натяжкой, но возможно) или женская свита (на матери вот есть). Потому что в одной верхней рубашке она может бегать среди своих домашних, но не перед посторонними мужчинами, да еще и на сватовстве!
Единственное украшение ее наряда, хоть как-то соотносящееся с княжеским, это ожерелок (съемный расшитый воротник).
Ожерелок княжны расшит лоскутками парчи и металлическим шнуром, застегнут на груди на металлические пуговицы. Да и то не производит впечатления роскоши! Ожерелок какой-то неровной формы и лоскутки парчи не складываются в понятный рисунок, даже границами своими не совпадают. Наряд княжне шила явно не мастерица! Еще и отчетливо видны швы по переду рубашки. Следы ушивания?
Я сознательно не упоминаю, что за металл присутствует в отделке и украшениях княжны. По меркам того времени, наряд княжны очень скромен, почти аскетичен. Как мы помним, высокопробное серебро и золото были крайне редки и очень дороги, собственных месторождений Древняя Русь на тот момент не имела. Бояре и князья не гнушались носить бронзу, даже позолота была дорога. А если вспомнить, что Полоцкое княжество в этот период планомерно «захиревало», благодаря натиску литовцев с одной стороны, а с другой, по частям переходило в руки более сильного Смоленского княжества, то не удивительно, что на княжне кроме височных колец никаких других украшений нет Ни браслетов, ни бус, ни перстней. Спасибо, маменька с папенькой, что хоть в лапти не обули!
Все вроде бы логично, княжество в упадке. Княжеская семья не имеет большого достатка и но тут я увидела за спиной княжны ее родителей! Они как раз таки одеты вполне прилично своему статусу. Старый князь стоит перед посланником Невского без шапки, но в бархатной свите с красно-зеленым набивным рисунком, отороченной мехом. Мать в повое с очельем и височными кольцами и в бархатной свите! В бархате!!! И это в захудалом княжестве, почти разодранном на части! А бедную дочь одели как челядинку на сватовство! Видимо, решили сбагрить замуж без приданного.
Неудивительно, что бедная девица полезла в ларчик с подарками жениха, толком не поздоровавшись со сватом!
Отдельного слова заслуживают полоцкие боярыни и служанки княжеского двора.
Окружение княжны вообще довольно странное! Либо старушки, либо девочки, не достигшие возраста невест. Почему недостигшие? Потому что они одеты в льняные (слава Богу, хотя бы крашеные, а не имитирующие натуральный окрас) верхние рубашки и в налобных повязках без височных колец. По славянской традиции, девочки и девушки, не достигшие возраста невесты, так и одевались, но даже им полагалось хотя бы простенькие височные кольца и простенький перстенек. То же самое касалось и женщин, вышедших из детородного возраста. То же касалось и отделки одежды.
И вот мы видим, что бедным княжеским служанкам рубашки даже простенькой вышивкой не украсили! И даже на височных кольцах сэкономили! Про бусы вообще молчу! А бабушки-боярыни тоже одеты в верхние рубашки и повои с очельем, которое все-таки прилично расшито. Височных колец опять-таки нет! Хотя височные кольца – это «маст хэв» в те времена. Женщины даже из беднейших слоев населения обязательно носили височные кольца! Хотя бы из олова! Не было просто украшений ради красоты, все украшения по умолчанию амулеты, обереги! В принципе, аналогично христиане верят в защитную силу нательного крестика, будь он хоть золотой с бриллиантами, хоть медный на простом шнурке.
И двое бабушек-боярынь забыли подпоясаться, знать, никак дедов своих охмурять собрались, как только послов спровадят. Потому что женщина распоясывалась только перед мужем наедине как знак, что она готова к зачатию. Респект медицине XIII века, раз на вид пожилые женщины еще надеются понести!
Шутки шутками, едем дальше! Вот наконец-то забрал князь Александр Ярославич свою невесту после венчания в Новгород! И опять на ней та же рубашка, в которой ее сватал Ратмир! Ладно, хоть на свиту в тон рубашке разорились! А то невеста бы дуба дала пока ее по осени на телеге в Новгород везут!
Замужняя Александра Брячеславна надела платок и венец, украшенный жемчугом и камеями, и заплела волосы в две косы в стиле «рыбий хвост». На пальцах можноувидеть даже перстни! За исключением ступора у мен при виде «рыбьего хвоста» всё остальное вполне «кошерно».
В Новгороде князь Александр закатывает пирушку по поводу своей женитьбы аж на 20 человек. Ну и что? Невский славился своей скромностью и неприхотливостью в быту!
Наконец-то на Александру Брячеславну надели головной убор, достойный ее статуса. Вообще, он мне очень напоминает плачею (головной убор, надеваемый невестой на девичник, исходя из названия, чтобы оплакивать свой переход в замужнюю жизнь и исход из родного гнезда).
Плачею, кстати, можно было носить и в замужестве, нужно было только соорудить донышко или закрыть макушку платком. Вверх расточительства было запирать в сундук такую дорогую и красивую вещь после одного дня ношения! Плачея богато украшена речным жемчугом, расшита парчою и металлическим шнуром. Да и платок больше напоминает шифоновый. Посмотрите, как преобразился ее взгляд, стал уверенный, горделивый. Замужество явно пошло ей на пользу!
Еще один образ Александры Брячеславны встречается в фильме – в сцене проводов мужа на войну.
Наконец-то она сменила свою бледно-розовую рубашку! В стольном Новгороде ей сшили красную рубаху с симпатичным ожерелком, который выглядит законченным произведением, судя по рисунку. Головной убор в тон основному платью. Красный платок (может даже хлопковый) с очельем, расшитым бронзовыми шнурами и красным бисером, к нему крепятся расшитые бисером и бляшками ленты с колтами (более позднее височное украшение нежели кольца).
Вообще-то ученые считают, что на Северу Руси более распространенным головным убором замужней женщины была кика или кичка (помните у А.С. Пушкина в «сказке о рыбаке и рыбке»: «Парчовая на маковке кичка, жемчуги огрузили шею…»). Она была рогатая у замужней женщины детородного возраста и безрогая у женщины, переставшей рожать детей.
Но мы же помним, что бюджет картины очень скромным, поэтому изготовлять женским персонажам кички более затратно по деньгам и времени, чем платки с очельями. Придираться не будем!
Про костюмы дочери воеводы Дарьи поговорим в следующей статье.