Найти тему
Вредная спорщица

Женские костюмы в фильме "Александр.Невская битва". Жена князя Александра Брячеславна

Об особенностях женского костюма на Руси можно прочесть здесь.

В начале фильма предстает перед нами невестой князя Александра, которую едет сватать в Торопец друг и дружинник князя Ратмир.

Невеста князя
Невеста князя

На этом кадре можно детально рассмотреть головной убор – очелье, расшитое бисером и металлическими бусинами и бляшками, к очелью пришиты ленты опять же расшитые бляшками, к которым прикреплены трёхбусинные височные кольца.

Интересно, что очелье расшито бисером фигурами ромбов, которые символизируют в древнеславянском язычестве знак вспаханного поля.

Символы плодородия (поле, распаханное поле, засеянное поле)
Символы плодородия (поле, распаханное поле, засеянное поле)

Обратите внимание, что височные кольца – с тремя бусинами, украшенными зернью, преобладали в местах расселения племени дреговичей, хотя княжна – полочанка. Как уже отмечалось к XIII веку с развитием торговли между княжествами и соседними народами, племенная принадлежность височных колец уже утратила былую определенность.

Особенно интересно, какое украшение выбрала Александра Брячеславна из ларца с подарками жениха! Металлические бусы с секировидными подвесками, украшенными пятилопасными цветами и бубенцами. Если бы цветы на подвесках были с шестью, а не с пятью лепестками, я бы на 100% сказала, что эти бусы-оберег, посвященный Перуну. Рассудите сами, секира, то бишь топор – оружие громовержца Перуна, бубенцы – олицетворение небесного грома. Древние славяне прикрепляли бубенцы к пояску на одежде детей, чтобы «божий гром» отпугивал нечистую силу.

Знаки Перуна
Знаки Перуна

Давайте теперь посмотрим на одежду княжны. К сожалению, она недолго появляется в кадре в полный рост.

Вид спереди)
Вид спереди)
Вид сзади)
Вид сзади)

Глядя на это кадр, мы можем оценить скромность верхней одежды княжны. Такой наряд на сватовство, когда надо было «показывать товар лицом», могла одеть дочь горожанина и то не самого зажиточного. На княжне мы видим традиционную славянскую льняную рубашку, окрашенную в нежно-розовый цвет и отделанную на опястьях и подоле шелковой лентой. Пояс рассмотреть сложно, скорее всего он тканый или плетеный в тон рубашке с металлическими украшениями на концах по типу бубенцов. По идее, на ней еще должен быть один предмет верхней одежды, сообщающий, что княжна половозрелая и ее можно сватать. Это понева или «глухой сарафан» (с натяжкой, но возможно) или женская свита (на матери вот есть). Потому что в одной верхней рубашке она может бегать среди своих домашних, но не перед посторонними мужчинами, да еще и на сватовстве!

Единственное украшение ее наряда, хоть как-то соотносящееся с княжеским, это ожерелок (съемный расшитый воротник).

Такое впечатление, что ожерелок шила девочка лет 7-8
Такое впечатление, что ожерелок шила девочка лет 7-8

Ожерелок княжны расшит лоскутками парчи и металлическим шнуром, застегнут на груди на металлические пуговицы. Да и то не производит впечатления роскоши! Ожерелок какой-то неровной формы и лоскутки парчи не складываются в понятный рисунок, даже границами своими не совпадают. Наряд княжне шила явно не мастерица! Еще и отчетливо видны швы по переду рубашки. Следы ушивания?

Я сознательно не упоминаю, что за металл присутствует в отделке и украшениях княжны. По меркам того времени, наряд княжны очень скромен, почти аскетичен. Как мы помним, высокопробное серебро и золото были крайне редки и очень дороги, собственных месторождений Древняя Русь на тот момент не имела. Бояре и князья не гнушались носить бронзу, даже позолота была дорога. А если вспомнить, что Полоцкое княжество в этот период планомерно «захиревало», благодаря натиску литовцев с одной стороны, а с другой, по частям переходило в руки более сильного Смоленского княжества, то не удивительно, что на княжне кроме височных колец никаких других украшений нет Ни браслетов, ни бус, ни перстней. Спасибо, маменька с папенькой, что хоть в лапти не обули!

Все вроде бы логично, княжество в упадке. Княжеская семья не имеет большого достатка и но тут я увидела за спиной княжны ее родителей! Они как раз таки одеты вполне прилично своему статусу. Старый князь стоит перед посланником Невского без шапки, но в бархатной свите с красно-зеленым набивным рисунком, отороченной мехом. Мать в повое с очельем и височными кольцами и в бархатной свите! В бархате!!! И это в захудалом княжестве, почти разодранном на части! А бедную дочь одели как челядинку на сватовство! Видимо, решили сбагрить замуж без приданного.

Неудивительно, что бедная девица полезла в ларчик с подарками жениха, толком не поздоровавшись со сватом!

Отдельного слова заслуживают полоцкие боярыни и служанки княжеского двора.

И все шушукаются
И все шушукаются

Окружение княжны вообще довольно странное! Либо старушки, либо девочки, не достигшие возраста невест. Почему недостигшие? Потому что они одеты в льняные (слава Богу, хотя бы крашеные, а не имитирующие натуральный окрас) верхние рубашки и в налобных повязках без височных колец. По славянской традиции, девочки и девушки, не достигшие возраста невесты, так и одевались, но даже им полагалось хотя бы простенькие височные кольца и простенький перстенек. То же самое касалось и женщин, вышедших из детородного возраста. То же касалось и отделки одежды.

И вот мы видим, что бедным княжеским служанкам рубашки даже простенькой вышивкой не украсили! И даже на височных кольцах сэкономили! Про бусы вообще молчу! А бабушки-боярыни тоже одеты в верхние рубашки и повои с очельем, которое все-таки прилично расшито. Височных колец опять-таки нет! Хотя височные кольца – это «маст хэв» в те времена. Женщины даже из беднейших слоев населения обязательно носили височные кольца! Хотя бы из олова! Не было просто украшений ради красоты, все украшения по умолчанию амулеты, обереги! В принципе, аналогично христиане верят в защитную силу нательного крестика, будь он хоть золотой с бриллиантами, хоть медный на простом шнурке.

И двое бабушек-боярынь забыли подпоясаться, знать, никак дедов своих охмурять собрались, как только послов спровадят. Потому что женщина распоясывалась только перед мужем наедине как знак, что она готова к зачатию. Респект медицине XIII века, раз на вид пожилые женщины еще надеются понести!

Шутки шутками, едем дальше! Вот наконец-то забрал князь Александр Ярославич свою невесту после венчания в Новгород! И опять на ней та же рубашка, в которой ее сватал Ратмир! Ладно, хоть на свиту в тон рубашке разорились! А то невеста бы дуба дала пока ее по осени на телеге в Новгород везут!

Едут! Едут!
Едут! Едут!

Замужняя Александра Брячеславна надела платок и венец, украшенный жемчугом и камеями, и заплела волосы в две косы в стиле «рыбий хвост». На пальцах можноувидеть даже перстни! За исключением ступора у мен при виде «рыбьего хвоста» всё остальное вполне «кошерно».

В Новгороде князь Александр закатывает пирушку по поводу своей женитьбы аж на 20 человек. Ну и что? Невский славился своей скромностью и неприхотливостью в быту!

Наконец-то на Александру Брячеславну надели головной убор, достойный ее статуса. Вообще, он мне очень напоминает плачею (головной убор, надеваемый невестой на девичник, исходя из названия, чтобы оплакивать свой переход в замужнюю жизнь и исход из родного гнезда).

Я Снежная Королева! Кто посмел меня побеспокоить?!)))
Я Снежная Королева! Кто посмел меня побеспокоить?!)))

Плачею, кстати, можно было носить и в замужестве, нужно было только соорудить донышко или закрыть макушку платком. Вверх расточительства было запирать в сундук такую дорогую и красивую вещь после одного дня ношения! Плачея богато украшена речным жемчугом, расшита парчою и металлическим шнуром. Да и платок больше напоминает шифоновый. Посмотрите, как преобразился ее взгляд, стал уверенный, горделивый. Замужество явно пошло ей на пользу!

Плачея
Плачея

Еще один образ Александры Брячеславны встречается в фильме – в сцене проводов мужа на войну.

Прощание славянки
Прощание славянки

Наконец-то она сменила свою бледно-розовую рубашку! В стольном Новгороде ей сшили красную рубаху с симпатичным ожерелком, который выглядит законченным произведением, судя по рисунку. Головной убор в тон основному платью. Красный платок (может даже хлопковый) с очельем, расшитым бронзовыми шнурами и красным бисером, к нему крепятся расшитые бисером и бляшками ленты с колтами (более позднее височное украшение нежели кольца).

Вообще-то ученые считают, что на Северу Руси более распространенным головным убором замужней женщины была кика или кичка (помните у А.С. Пушкина в «сказке о рыбаке и рыбке»: «Парчовая на маковке кичка, жемчуги огрузили шею…»). Она была рогатая у замужней женщины детородного возраста и безрогая у женщины, переставшей рожать детей.

Но мы же помним, что бюджет картины очень скромным, поэтому изготовлять женским персонажам кички более затратно по деньгам и времени, чем платки с очельями. Придираться не будем!

Про костюмы дочери воеводы Дарьи поговорим в следующей статье.