Текст: Елена Сафронова (журналист, Пушкинское отделение ВООПИиК)
Интерес к истории родных мест иногда приводит к неожиданным открытиям. Что может быть общего между притаившимся в тихом уголке северо-востока Подмосковья Красноармейском и огромным, индустриальным, вобравшим в себя массу деревень, посёлков и даже целый город Юбилейный Королёвом?
Посмотрите на эти фотографии двух совершенно не похожих друг на друга зданий.
Первое из них должно быть знакомо многим жителям Красноармейска. Это три бывших корпуса Вознесенской мануфактуры, соединённые в одно здание. Построены они были в районе 1840-50-х годов на берегу реки Вори. Позднее они переоборудованы в жилые казармы, так как вибрация от ткацких и прядильных машин угрожала зданиям сползанием в реку. Производство же было перенесено в новый «узкий» корпус, что до сих пор находится слева от этого здания.
Что интересно, в 1930-е годы, когда запустили первую ветку московского метро, первый этаж казарм, почти опустившийся в землю, прозвали «метро». Мануфактура и посёлок, сложившийся вокруг неё, и стали одной из основ города Красноармейска. А казармы стали домом №2 по улице Свердлова, в нем располагаются квартиры и часть городских служб.
Второе здание – изысканная деревянная дача-терем, построенная к началу ХХ века в усадьбе на берегу Клязьмы. В советское время усадьба вошла в черту Калининграда (Королёва) и вместе с соседней усадьбой Штеккера стала основой кардиологического санатория «Сосновый Бор», Он долгое время находился в ведении Академии Наук СССР, здесь отдыхали и лечились многие известные люди страны.
После пожара в 1997 году от дома остался фундамент и часть стен. Сохранился усадебный парк с прудом, но он сильно запущен, требует ухода и уже частично застроен. При этом парк признан объектом культурного наследия регионального значения (Московской области).
А объединяет такие разные места и здания Иван (Иоганн) Карлович Прове (1833-1901), удачливый коммерсант, известный текстильный промышленник и к концу жизни – один из крупнейших меценатов России. Он внёс огромный вклад в строительство Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Волхонке.
Правда, этот человек к зданию ткацких корпусов рук, что называется, не приложил, так как оно строилось во времена его детства. Зато в его честь как совладельца (акционера) «Товарищества Вознесенской мануфактуры С. Лепешкина сыновей» при переоборудовании под жильё левая треть этого здания на берегу Вори была названа Ивановской казармой. Средняя казарма была Владимирской в честь совладельца Владимира Бера, самая ближняя к воротам фабрики – Андреевской (Андрей Кноп). Но мало кто об этом сейчас знает.
Во втором случае дом был, можно сказать, детищем Ивана Карловича. Ведь он был построен его стараниями для любимой младшей дочери Адели-Луизы, в 1893 году связавшей свою судьбу с коммерсантом среднего достатка Георгием Калишем. Кстати, в семье Прове кроме неё родились ещё четыре сына и дочь. В Москве для зимнего проживания Адели и её брата-близнеца Фёдора отец выстроил трёхэтажный дом в стиле французского неоренессанса (Новая Басманная, 22/2). Он прекрасно сохранился и признан объектом культурного наследия регионального значения. Всего же в этом районе Москвы семейству Прове принадлежало шесть особняков.
История нашей богатой старинными зданиями, храмами и усадьбами округи до сих пор изобилует тайнами и загадками. Так что любите Подмосковье, изучайте его историю, и вам откроются совершенно новые его грани!
Автор благодарит за информацию потомка московской ветви рода Прове-Калиш, старшего научного сотрудника Музея Москвы Марию Калиш, сотрудников Центральной библиотеки Красноармейска и директора Картинной галереи Аркадия Зражевского, экскурсионно-краеведческий проект г.о. Королёв «Королёвский гид» и лично Ольгу Мельникову.
Елена Сафронова (журналист, Пушкинское отделение ВООПИиК)