Найти в Дзене
GowiththeWind

Первый концерт Петра Налича:) Первый композиторский

Идея рассказать об этом концерте отдельно возникла у меня не только потому, что событие такого типа Петр Налич действительно провел впервые. Главной темой программы значилась сюита "Мотыльки и бабочки". Но концерт интересен и показателен еще и своей программой - фактически охватывающей большую часть разнообразия творческих интересов этого уникального композитора и певца. Здесь было всё: от самых новых сочинений в "абстрактном стиле" до песен в привычном понимании, причем даже из достаточно старых; от сложных хоров до вещей, в которых акцент делается на сольный вокал, когда голос Петра разворачивается во всей своей красе и силе. На бисы "случился" даже романс. Для полноты картины не хватало разве что оперной арии.

Но при всем этом концерт не был пестрой "сборной солянкой" - напротив, его стиль был очень хорошо выдержан. Все-таки главной его целью было продемонстрировать новые и относительно новые композиторские наработки, связанные с учебой в Гнесинке. Но и те, кому абстрактная музыка сложновата, получили свое "положительное подкрепление" в виде мелодичного второго отделения, в которое входили песни разных лет, кстати, очень тщательно в программу подобранные. Многоголосые "Беларыбица" и Moon Lay, в добавление к ним новинка - "В небе тают облака" на стихи Тютчева - и тут же рядом Dispietata, как будто возвращающая нас во времена Возрождения. Открывала второе отделение одна из наиболее старых лирических песен, Silver Lightning, и далее в программе была одна из новых песен, с альбома "Песен пиратов" - "Контрабандист". А между ними - "средне-новые" из менестрельского периода "Маниг" и L'Istante del Onde, вторая в очень изящной акустической аранжировке, правда, с простоватым началом. Вот для примера пара песен из второго отделения:

Вообще упор был на акустику: инструментов немного, набор их необычен (он был составлен под "Мотыльков и бабочек"), а хор, напротив, был в расширенном составе семи человек, и надо сказать, был украшением многих композиций. Нестандартный инструментальный состав подчеркнул и сам Петр: помимо регулярно участвующих в концертах Петра Алисы Мандрик за роялем, Сергея Сокулера с контрабасом и Антона Залетаева с флейтой и сопрано-саксофоном, были приглашены Марина Бердникова с необычной четырехструнной домрой, Алексей Соколов с аккордеоном, Анна Малышева с альтом и Мадина Кучкарова со скрипкой. Задачи у якобы не сочетаемых в традиционной симфонической музыке инструментов тоже были нестандартные: они то пели своими настоящими голосами, то начинали изображать дыхание земли, колыхание воздуха, пение крыльев насекомых...

Особая тема - атмосфера этого концерта. Она была совершенно домашней и уютной, и не только из-за небольшого зала в Центральном доме архитектора. Главным источником этого уюта был, конечно, сам #Петр Налич . На этом концерте он в каком-то смысле пригасил зрителей на свою творческую кухню: ведь главной темой повестки дня были вещи экспериментальные. И, кстати, это был не просто концерт, а концерт-запись, с просьбой не начинать хлопать, пока не отзвучат последние ноты произведения. Это тоже любопытная тема, на которую обращали внимание и музыканты, коллеги Петра: он активно интересуется звукозаписью, постоянно пытается записывать сам и, думаю, хорошо в этом вопросе разбирается. Помню по этому поводу заметки Юрия Лукьянина, дирижера оркестра Belsound, а у Петра - концертмейстера его оперных сольников. Ремарки Петра в разных интервью на эту тему, например, о том, как по-разному будет звучать рояль в зависимости от того, где поставить микрофон, уже о многом говорят. И, кстати, на декабрьском сольнике на рояле таки стояло два микрофона, один сверху, где обычно, а второй внизу, где-то на середине высоты его ножек. Ну, в общем, побывали заодно и на импровизированной студии звукозаписи Петра Налича:)

-3

Ну и наконец о главном в этом концерте - во всяком случае, для Петра. Потому что для себя-то при нынешнем дефиците концертов уже считаешь любой концерт особо важным, независимо от программы. Это первое отделение: сюита "Мотыльки и бабочки" и цикл обработок русских народных песен. Ну, часть обработок мы уже слышали ранее, но были и премьеры, я так понимаю, впервые цикл был исполнен целиком или почти целиком.

Для тех, кто до того слушал только эстрадную музыку и Петра Налича знал именно в этой ипостаси, наверное, всё это могло звучать неожиданно и без подготовки было бы сложновато. Особенно абстрактная и авангардная музыка сюиты. Но, по-моему, это было как минимум интересно. Чтобы понять, что с этими "Бражниками", "Чернушками грустными" и "Зефирами превосходными" делать, можно закрыть глаза и представить себе, что это саундтрек к какому-то немому фильму - например, научному или научно-популярному. Ведь вторые названия к частям сюиты выглядят прямо-таки как рассказ о научной экспедиции. И есть что-то акынское в этой живописи звуком - кто-то, помню, в комментариях предположил, что одну из бабочек птичка съела. Южные травы в знойной истоме, звенящий воздух, бабочки крылышками... А где-то можно услышать и намек то ли на татарские народные ритмы, то ли на дробный перестук копыт степного иноходца... Подумалось вдруг - ведь эта сюита чем-то напоминает скульптуры отца Петра, Андрея Захидовича Налича, в которых определенная абстрактность сочетается с понятностью идеи и отменным чувством юмора.

Вот запись одной из песен, которую сделала команда Петра. У него на ютуб-канале можно найти и части сюиты, и остальные песни из цикла.

В общем, концерт-подарок. В конце, как водится, бисы выпрашивали - а кто-то даже здесь упорно требовал "Тропу" (вот ведь удивительное дело!). Хотя вот если предположить, что этот человек слышал только самые старые хиты и очень долго жил мечтой о них, а попасть смог не на апрельский концерт в "16 тонн", а только на "Бабочек"... Но Петр на "Тропу" соглашаться не стал и в качестве компромисса спел на второй бис "Ты пленила меня красотой". Здесь эффектно присоединился с соло на сопрано-саксофоне Антон Залетаев, который вместе с другими музыкантами уже практически ушел со сцены и тут вернулся "на звук". Что называется, завершение на высокой ноте.

Вот полные записи, сделанные поклонниками (кстати, зацените афишку, выставленную в качестве заставки на видео - рисовал сам Петр):

#композитор

#сюита

#звукозапись