Есть у меня приятельница Маша. Полгода назад Маша устроилась работать в одну небольшую компанию недалеко от своего дома. Маша очень молода, живёт с родителями, ни детей, ни постоянного партнёра, с которым планируются долгосрочные отношения, у нее нет. Несколько месяцев до этого Маша безрезультатно искала работу. Соглашусь, что изначально у нее были завышенные требования, но безрезультатные попытки трудоустройства опустили ее на землю. Полгода назад Маша была рада трудоустройству. А теперь уходит. Не удержалась, спросила "почему?".
- Уж больно у нас человечный начальник. Постоянно входит в положение работников. Вот только страдают от этого все вокруг.
Я была очень удивлена. Как же так? Все постоянно ругаются на бездушие руководства, а тут наоборот. Маша пояснила (дальше от ее лица максимально близко к тексту) :
У нас в отделе одна пенсионерка, одна мамаша с 7 летним ребенком и нас 2 одиноких и свободных, не обременных семьями и детьми. Согласно договору у нас одна суббота в месяц (каждая четвертая) рабочая, но по факту работать приходилось только нам двоим. У пенсионерки то давление, то внуки. У мамы ребенок и семья. А нам дома делать нечего, мы и в выходной выйти можем.
Так же и с работой. Пенсионерка очень грамотный специалист, но крайне плохо дружит с программами и современной техникой. Безусловно, она отлично сделает смету, но ее бумажный вариант никому не нужен. И начинается: девочки, помогите. А как выйдет обновление программы, так все: она словно первый раз ее видит. И бегаешь между ее столом и своим. Ничего не успеваешь. А откажешь, так начальник начинает: вам что сложно? Да! Сложно! У меня своя работа, которую надо делать и за которую с меня этот же начальник спрашивает.
Мама с утра на полчаса задерживается: ей ребенка в 1 класс отвезти надо. В обед на полтора часа убегает: забрать из школы и домой отвезти. Якобы она на час после работы задерживается, чтобы свою работу доделать. А по факту останется один раз в пятницу. И во время рабочего дня с ребенком по телефону то уроки повторяет или учит, то инструкции выдает, что ему делать и где что взять. Короче, треть рабочего времени, и это минимум, у нее не рабочее.
Как итог, в отделе регулярно возникают ситуации, когда время на исходе, а работа не выполнена и надо задержаться. И кто готов остаться? Желающих нет. Но у одной давление, у другой ребенок, значит, оставаться нам.
Если первое время я воспринимала ситуацию, как приемлемую, то позже поняла, что меня это совершенно не устраивает. Да, работодатель доплачивал нам за сверхурочные часы, но исходя из суммы ставки, без учёта премиальных и прочих стимулирующих выплат, которые все получали в равных размерах. Получается, что за пару дополнительных тысяч в месяц у меня каждая вторая суббота рабочая и регулярные вечерние авралы. Конечно, пока у меня не было опыта, капризничать не приходилось. Но теперь уже я не готова к такому человеческому отношению к остальным сотрудникам за свой счёт.
Мы пытались разговаривать с начальником разговаривать. Но он назвал нас бездушными.
- Когда-нибудь и вы окажитесь на их месте, - сказал он, - и вам то же потребуется помощь и участие окружающих, тогда вы поймёте, что я прав.
- С таким участием есть риск оказаться только на месте пенсионерки, - парировала напарница. - Хотите участие, пересмотрите систему оплату. Возьмите ещё одного сотрудника, потому что эти обе вместе работают, как один человек. А лично я устала входить в чужое положение регулярно и хочу наконец-то заняться своей жизнью в нерабочее время, а не исправлением чужих косяков.
Естественно, никто нового сотрудника не взял, систему оплаты пересматривать не стали, привлечь к сверхурочной работе двух дам не смогли. В итоге мы начали искать себе новое место. Месяц назад ушла моя напарница. За этот месяц взяли девочку без опыта, которую нет смысла оставлять после работы все исправлять и выводить в субботу. Да, она выходит, только в большинстве своем на каждый шаг звонит мне за инструкциями, потому что курировать ее доверили мне, как самому свободному сотруднику.
И вот я нашла место себе.
- Вы бросаете компанию в сложный момент, - с упрёком сказал мне начальник, - конечно, мы справимся, но нам будет трудно. Неужели сложно оставаться человеком?
- Войдите в мое положение, - все, что могла ответить я, - моя личная жизнь никогда не устроится, потому что на нее банально не остаётся времени. И нет денег, чтобы компенсировать отсутствие времени.
- Вы же живёте с родителями. У вас нет никаких бытовых забот и проблем, так в чем сложность чуть помочь другим, кому сложнее?
- А в чем сложность платит мне в два раза больше, чем остальным? - я понимала, что это наглость, но и слушать о чужих сложностях уже надоело.
- Согласно штатному расписанию...
- А согласно рабочему графику я то же не должна тут сидеть столько времени. Но я должна входить в положение других и дорабатывать за них, а вы не хотите войти в мое положение и платить мне в два раза больше.
Конечно, мы не услышали друг друга. Но это мне уже и не нужно. Здесь я взяла больничный, а с понедельника выхожу на новое место. Там нет пенсионеров и мам первоклассников, поэтому надеюсь, что работать будет нормально. Начальник там дама лет 45, дети которой уже завершают школьное обучение. А после ее фразы:
- При опоздании больше 5 минут пишите объяснительную. И уходим мы строго по расписанию - учитесь организовывать рабочее время и повышайте квалификацию, если не успеваете.
Я ее готова была расцеловать. Наконец-то можно будет работать только за себя, а не ещё и за того сотрудника.
Как итог, получается очень забавно и печально одновременно. Человеческое отношение начальства и бесконечное понимание сложностей сотрудников выгодно только тем сотрудникам, кого готовы понимать, а отдуваются в итоге другие. А какие преференции должны быть у тех, кто вынужден работать за двоих?