Преображение Господне принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. Преображение отмечается 19 августа.
Народное название праздника - Яблочный Спас. В этот день вспоминается событие, которое было описано тремя евангелистами – Лукой, Марком и Матфеем.
По преданию, праздник Преображения Господня был установлен в Армении в IV веке святителем Григорием Просветителем и первоначально отмечался лишь на христианском Востоке.
Согласно богослову Михаилу Скабаллановичу праздник стали отмечать во времена правления императора Маврикия в 582—602 годы.
Каноны на Преображение, написанные преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским показывают, что в VIII веке в Палестине этот праздник уже существовал.
В Константинополе праздник утвердился при императоре Льве Философе около 900 года.
Точная причина выбора даты праздника остаётся неизвестной. Возможно, это связанно с освящением часовни в IV веке на горе Фавор в честь Преображения Господня. На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, но этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника, а является традицией.
Согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их считали зрелыми и начинали употреблять в пищу.
Запрет же на вкушение плодов, до 19 августа был скорее мерой предосторожности от употребления в пищу незрелых фруктов и овощей, что могло отразится на здоровье. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
Очень часто люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, чтобы принести Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов.
Доброй традицией является обычай делится урожаем с близкими. Особенно с нищими.
В многих храмах в этот день и в следующие несколько недель каждый может угоститься сладкими яблоками.