Большинство людей знакомы с этой маленькой Республикой по одноимённому фильму с актером С. Ю. Юрским в роли Викниксора, но фильм снят по мотивам книги и сценарий фильма далек от оригинала. Но и книга написана бывшими воспитанниками школы с имени Достоевского так же по мотивам...и очень далека от реального детского дома с длинным названием: «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых».
А. М. Горький отзывался о "Республике ШКИД" восторженно и писал колонистам в Куряж:
Авторы молодые ребята, одному 17, другому, кажется, 19 лет, а книгу они сделали талантливо, гораздо лучше, чем пишут многие из писателей зрелого возраста.
Для меня эта книга — праздник, она подтверждает мою веру в человека, самое удивительнее, самое великое, что есть на земле нашей.
Непонятно негативное отношение А. С. Макаренко к Виктору Николаевичу Сороке- Росинскому. Авторы книги ведь не прятались за псевдонимами и не скрывали, что они бывшие воспитанники шк. им. Достоевского. И события в книге описаны с точки зрения воспитанников, а не педагогов и поэтому ее нельзя приравнивать к "Педагогической поэме", которая написана педагогом, пусть даже тоже как художественное произведение.
Виктор Николаевич Сорока-Росинский умер в 1960 году и в конце жизни писал книгу "Школа им. Достоевского", которую, к сожалению, закончить не успел.
В начале книги автор пишет то же, что писал и Макаренко в начале своей педагогической деятельности в молодой Советской Республике:
Прибывшие сюда учиться ребята были не простые тринадцатилетние мальчуганы, а беспризорники. И притом не просто беспризорники, а еще и трудновоспитуемые. Так по крайней мере значилось в их сопроводительных документах. Новорожденной школе надлежало обучить, перевоспитать этих ребят и направить их на путь истинный. Как это сделать — никто толком не ведал: ни ученые Петроградского университета и Медицинской академии, ни профессора наших педагогических институтов, ни гороно со всеми своими инспекторами и консультантами. Не знал этого и заведующий этой новорожденной школой.
И дальше интересное:
Знали это лишь немногие светила педагогической науки, большею частью лишь недавно появившиеся на нашем небосклоне, но уже успевшие засиять ярким метеоритным светом. Они, эти светила, всё ведали, всё знали, но были далече — на олимпийских вершинах московского и украинского соцвосов. Они не только всё знали и всех поучали — они были там всемогущи. И только потом обнаружилось, что они всё знали, но ничего не умели, ничего не могли создать.
Об этом "всезнании" гениально написал Шота Руставели:
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.;
Далее Виктор Николаевич пишет то, о чем "забыли" написать по понятным причинам Белых и Пантелеев - шк. им. Достоевского создавалась не просто для перевоспитания беспризорных, а для беспризорных с искалеченной психикой и в помощь заведующему в школу был назначен врач психиатр.
У педагогов школы им. Достоевского были и достижения и неудачи, но в целом она выполнила свою роль по перевоспитанию беспризорных, по искоренению самой беспризорщины, как явления. И обидно, что вполне себе разумные люди восхищаясь "Республикой ШКИД" как художественным произведением, по ней же судили о педагогической работе в шк. им. Достоевского.
После выхода в свет "Республики ШКИД", двое других бывших воспитанника этой школы написали еще одну книгу которую назвали "Последняя гимназия" и которая, слава богу, не получила широкую известность. Эта книга по сути является книгой-сплетней, в которой авторы нагородили несусветного- мол,
Шкида расчитывалась на отборных учеников, и для этого Викниксор бродил по всем распределителям города и отбирал для себя способных ребят..
и дальше
Когда же один за другими все способные ученики были повышиблены, а на их место пришло обычное ребячье сырье из реформаториев, детских тюрем, распределителей – ясно стало, что работать старыми методами нельзя, нельзя делать из ребят паразитов и приучать их к сознанию этого. Но в том-то и дело, что Шкида, построенная по буржуазным канонам и приемам буржуазной школы, не в силах была переродиться, и надо было строить школу сначала.
По сравнению с этой книгой-сплетней "Республика ШКИД" действительно шедевр, но по ней никак нельзя судить о работе педагогов школы имени Достоевского.