Найти в Дзене
"Крымский аналитик"

«ЖИВОЙ ЕВПАТОРИЕЦ»

Глава из книги Марк Агатов "ИСТОРИЯ КРЫМЧАКОВ ЕВПАТОРИИ"

-2

Рассказывая о своем детстве, я забыл упомянуть о фотографии. Сегодня фотоаппаратом уже никого не удивишь. У каждого школьника в телефоне есть неплохая фотокамера, которой он весьма активно пользуется. В шестидесятые годы в школах фотографией занимались единицы. Однажды я с одноклассниками побывал на станции юных техников в Евпатории и познакомился там с руководителем фотокружка журналистом Анатолием Борзяковым. Он работал фотокорреспондентом в редакции городской газеты, а со школьниками занимался в свободное от основной работы время. Руководитель фотокружка показал нам, как нужно устанавливать свет в фотостудии, как проявляют фотопленку и снимают настоящее игровое кино любительскими кинокамерами.

Я уговорил родителей купить мне фотоаппарат. Первой моей камерой оказался фотоаппарат «Весна». Он был настолько мал, что «Весной» можно было вести настоящую «шпионскую съемку», незаметно для героя будущего фоторепортажа. Анатолий Борзяков обратил внимание на мои первые снимки, на которых были запечатлены «живые» одноклассники, а не их статуи с гипсовыми правильными лицами.

— Съемка «скрытой камерой» дело интересное. Здесь мы видим живого человека, раскрепощенного, свободного, но не всем понравятся такие фото. Смотри, чтобы одноклассники тебе не накостыляли за подобное творчество, — улыбнулся Борзяков.

Руководитель фотокружка поощрял мои «репортерские» наклонности, хотя ему самому приходилось снимать в основном постановочные фото с передовиками производства и победителями соцсоревнования. В советских газетах существовал жесткий стандарт, каким должно быть фото передового рабочего или колхозницы, что они должны держать в руках и куда смотреть. Никаких несанкционированных улыбок и разговоров во время съемок. Правильное советское лицо, гаечный ключ в руках и умный взгляд куда-то вдаль, в светлое будущее.

Мои фото под эти стандарты не подходили, поэтому передовиков я никогда не снимал, а «живые картинки» из школьной жизни попадали только на четвертую полосу. Редактор газеты их ставил для «оживляжа», чтобы показать, что и в городской газете могут появляться «живые люди», а не только «прижизненные памятники».

С той поры прошло полвека. Изменилось все: наша жизнь, приоритеты и официальная фотография. Ни одна приличная газета теперь не берет «окаменевшие памятники». Дошло до того, что даже «паркетные фотографы», снимающие официальные мероприятия в Кремле, нажимают на спуск фотоаппаратов, когда президент поднимает руки или смеется, чтобы показать его не «каменным истуканом», а «живым» человеком.

Репортерской фотографией я занимался и после школы. Сотрудничал с Крымским телевидением, делал для них фоторепортажи и фотофельетоны из Евпатории для сатирического тележурнала «Фителек». Но высшим моим достижением на ТВ стала не фотосатира, а серия цветных слайдов с видами Крыма, показанная в программе «Время». Мои фото шли иллюстрацией к «прогнозу погоды» — сейчас бы сказали, в самое рейтинговое время. Программу «Время» в то время смотрели десятки миллионов телезрителей. Ее одновременно показывали сразу по всем телеканалам. Так что мои «крымские слайды» увидело большинство жителей СССР.

После этого фоторепортажа у меня как-то сразу пропал интерес к фотографии. Я посчитал, что лучших фотографий, чем те, что показали по Центральному телевидению СССР, я никогда не сделаю, а опускаться до уровня городской газеты уже не хотелось. Дело в том, что в своей жизни я исповедовал один принцип: добиться для себя высших достижений в том, чем занимаюсь, после чего искать новое хобби. Эту философию я называл теорией потолка. У каждого человека есть свой потолок, вершина, выше которой он не поднимется ни при каких обстоятельствах. И если ты в чем-то достиг СВОЕГО ПОТОЛКА, надо резко менять образ жизни, искать новое дело, новых друзей и новые идеи.

После «недели славы» на ТВ и поздравлений от друзей и знакомых я на долгие годы отложил фотоаппарат и вспомнил о своем «детском» увлечение только тогда, когда по-настоящему занялся изучением истории крымчаков. Мне захотелось запечатлеть на цифровую камеру оставшихся в живых крымчаков, показать их такими, какими они бывают в минуты радости и печали. Вот тут-то и пригодились репортерские навыки, полученные в раннем детстве. Я снимал стариков и их детей такими, какими они были в реальной жизни: на ткуне, за столом, во время беседы, у памятника погибшим крымчакам и евреям. Не всем крымчакам нравились мои работы, но, в конце концов они смирились с мыслью, что могут в любой момент оказаться… экспонатом музея. Причем войдут в историю своего народа не «каменными памятниками» профессиональных фотографов, а по-настоящему «живыми людьми».

Источник: www.agatov.com

Фото "Крымский аналитик" Яндекс.Дзен

Все книги писателя Марка Агатова на РИДЕРО

Книги писателя Марк Агатов на ОЗОНЕ

Книги писателя Марка Агатов на ЛитРес

Книги писателя Марк Агатов на АМАЗОНЕ

Все книги писателя Марка Агатова на Букмейт