ウィッチブレイド
Жанр: экшен, sci-fi, трагедия, насилие, комикс, эччи
Выходил: апрель – сентябрь 2006
Английское «Witchblade»
Русское название: «Ведьмовской клинок»
24 эпизода
Оценка: 7 из 10
Никогда не говори никогда. Реальность всегда найдёт способ тебя удивить. Но не всегда – приятно.
Аннотация
После некоей непонятной Катастрофы в Токио образовался огромный залитый водой кратер со стоящей посреди всего лишь покосившейся телебашней. Жертвы и разрушения были масштабные, поэтому государство приложило заметные усилия к, так сказать, постапокалиптической заботе о гражданах: многие остались без крова, без средств к существованию. И в первую очередь, конечно же, забота о детях. Но вот некая безработная мама с дочкой почему-то не хотят разлучаться и передавать девочку в приют. А потому убегают в прилегающие к новоявленному озеру трущёбы-развалины. Где, противу ожидания, не начинается история о суровой жизни на социальном дне. Потому что всё гораздо загадочнее… например, у мамы-Масане-сан на руке обнаруживается неснимаемый браслет, дающий ей могучие способности в аспекте устраивать разрушения, а вполне очевидно – такие штучки нужны многим интересным организациям.
История просмотра
На этот сериал меня точно навела «аниме Лариша», однако вполне очевидно, что ранро или поздно я и сама бы до него добралась. Ведь у меня вялотекущий квест: послушать все роли Ното Мамико-сама. А тут она буквально в главной роли. И, честно говоря, за исключением финала – это и есть основное достоинство сериала. Нельзя сказать, что их нет вообще, но это – основные. Но обо всём по порядку.
Техническое исполнение
Как в общем-то можно понять из заглавной картинки – в плане дизайна сериал вполне характерен для своего времени. Даже, я бы сказала, для своего времени очень хорош. Много всяких интерьеров и пейзажей, множество разных и очень характерно, каждый на свой лад выглядящих людей. Причём и нарисованных в очень приятном мне стиле. Хотя и тут не без недостатков. И я даже не про то, что для нас, избалованных Full HD прорисовкой, многие кадры покажутся слишком уж схематичными. Впрочем, и это тоже есть факт, но тот факт, который обусловлен техническими возможностями. Нет, я, традиционно, хотела поругаться на одежду. Что приятно – её много, и более того, герои даже иногда переодеваются сообразно моменту. Но что печально – очень иногда. И что ещё печальнее – при всём разнообразии героев как таковых, нарисованных настолько с разными чертами лица, что и так не спутаешь… всё равно большинство ходит в одном и том же наборе одежды весь сериал. Особенно странно это выглядит когда у нас регулярно возникают сюжеты с покупкой одежды… но купленная одежда оказывается примерена один раз и больше на экране не появляется.
Да, я говорила про дизайн персонажей. С ним есть ещё один момент. Да, у нас приятное разнообразие лиц и даже фигур. Но уже сразу один момент меня несколько смущает: женские фигуры. Понятное дело, Рихоко-тян, будучи совсем маленькой девочкой фигуру имеет соответствующую. Но вот помимо неё из общей картины выбиваются только гадалка Наоми (крайне симпатичная личность на заднем плане) и владелица здания. Все остальные – не просто стройняшки (что меня бы не смутило), но и стройняшки с вот таким вот «сюжетом». Который, в случае Масане-сан ещё и постоянно обсуждается. Но там да. Пятый размер. И в пляжном эпизоде (а как же без него?) – естественно очень-очень мини-бикини с соответствующими последствиями.
Как-то в сериале, в котором большую часть сюжета занимает история матери и дочки, их отношения и тому подобное – я не ожидала такого, гм, эччи. Но этого мало. На самом деле, какое там эччи будет – я не ожидала вообще и нипочём.
Что у нас тут происходит? Некоторые девушки, обладающие Ведьмовским Клинком (или его искуственными и не столь мощными копиями) время от времени активируют его, и превращаются… Блин, ладно там full cleavage. Но, блин, полностью голые попы и слегка прикрытые лобки?! Причём у всех. Я была настолько в шоке, что сидела с отвисшей челюстью и пылающими ушами.
Но и этого мало. От ещё одной трансформации, совсем уж интимной, я даже не офигела, а о-то-самое-ела. Блин, вот теперь я знаю, что может переплюнуть в моём понимание классическое католическое vagina dentata! Нет, я всё понимаю, но к чему этот феерический хентай – здесь?!
Где-то такие же ощущения у меня вызывает и звуковое оформление. Да, это 2006 год. И явно не «бюджетный» сериал. Поэтому есть много фоновой музыки. Есть три эндинга и два опенинга. Есть очень неплохой набор сейю. Ну, положим, я не очень-то узнала кого-то из мужчин, но среди девушек, помимо Ното-сама ещё и пара других звёзд «нулевых» - Ито Шизука и Мизуки Нана. А это уже весьма хорошо. Плюс к тому же, повторюсь – Ното-сама озвучивает главную героиню, при этом говорит много. Слушать – одно удовольствие. А ещё она поёт первый эндинг. Что тоже приводит меня в дикий восторг.
Так где же «такие же ощущения?» Да вот ровно в том, что ладно бы там все герои регулярно орут не по делу. С музыкой-то что? Первый эндинг – Ното-сама, шикарно. Первый опенинг – не скажу, что прямо так уж хорош, но вполне приемлим. И, спрашивается, какого ангела их посередине сериала заменили на какую-то совершенно лютобешенную хрень? Нет, я понимаю, вкусы у всех разные. Есть фанаты Ali Project, есть даже вот сейчас фанаты Моргенштерна (не к обеду будь помянут). Но я это слушать не могу. Как и то, что поставили второй парой опенингов и эндингов. Чисто для справки: третий эндинг звучит только один раз, в последней серии – и он хороший. Так или иначе, много в общем-то хорошего, но вот зачем было делать это и это?!
И пара слов про перевод: как я уже написала в разделе выходных данных – в основе анимэ лежит комикс. То есть американские картинки, пусть и вроде бы всё происходит в Токио. Поэтому меня особо не коробило то, что в субтитрах честно написано: «перевод с английского». Надо полагать, что сериал, с учётом «происхождения», сразу же снимали с прицелом на трансляцию в США и английские субтитры закладывали изначально. Так что скорее всего они вполне адекватны. А вот то, что в русских указано, что это именно с английского – наоборот, уважаю. Это правильно.
Соответственно, по части техники резюме будет такое: смотреть весьма приятно, если бы не странный хентай. Слушать – строго оригинал, проматывая вторую пару опенингов и эндингов. Повторюсь: заметную долю положительной оценки сериал имеет именно за трёх сейю. Не слыша их голоса – вы теряете хорошо если не половину удовольствия.
Теперь о кошмарном сюжете
Честно говоря, сюжет у меня выхывал не меньший разрыв шаблона, что и техническое исполнение. Более того, от сочетания с техническими деталями – бедный шаблон трещал особенно громко.
Судите сами: вот у нас есть этот ведьмовской клинок, которым девушки хэншинятся и рубят всё в капусту. У нас есть Х-Коны, которые в превращённом состоянии выглядят как какие-то сумасшедшие шагающие мясорубки, дрели и прочее безумие. Пока что – это вполне типичное анимэ для младшеклассников, предположительно мужского всё-таки пола.
Далее, у нас имеются совершенно архетипичные герои вроде престарелого отакуна «седина в бороду – бес в ребро», полицейского инспектора, фотографа-фрилэнсера… и так далее, целая куча персонажей. Совершенно, просто идеально архетипичных. И пришедших к нам строго из подросткового мальчишеского анимэ.
Затем, у нас есть две конкурирующих корпорации, которым интересен этот Ведьмовской Клинок, а так же оружие разработанное на основе результатов его исследования. Есть непростые отношения этих корпораций с государством. Есть нездоровая конкуренция между отделами (а в особенности – начальниками отделов) в одной из корпораций. С подставами, перекупкой сотрудников, изящными поворотами и даже подколками. Окей, это уже для взрослых парней. И сюда же можно приплюсовать весь этот хентай.
Но даже здесь – в одной корпорации основатель – наглухо сумасшедший дядька с такими завихрениями, что ну никак не верится, что он мог вообще это всё создать. И ещё парочка не менее наглухо сумасшедших героинь, у которых мотивация, конечно, прописана. Более того, почему Мария именно такая – объяснено вполне понятно и логично. Но такое количество настолько тупых психов… это, простите, опять для подростков, а то и младших школьников. А это я ещё не упомянула вторую организацию и одного из конкурирующих директоров. Который вообще настолько тупой завистливый истерик, что слово «младшеклассникам» у него разве что на лбу не написано.
И при всём этом – тема материнства. Взаимоотношения матери и ребёнка. А так же немного – отца и ребёнка. Причём вопросы «что делать и как себя вести» тут стоят именно со стороны родителя. То есть это не детская проблематика «как мне заставить предков понять, что я уже взрослый», а именно взрослые вопросы «как мне вести себя с ребёнком». Что уже явно из епархии анимэ для взрослых девушек. Но при этом сама Масанэ-сан… она не дура даже. И уж точно её не обвинишь в несерьёзности. Нет, она другая. Честно говоря, пока вся эта Катастрофа была довольно загадочным происшествием, а все завимосвязи между героями не прояснились – у меня было подозрение, что здесь мы имеем какой-то вариант типа «Asatte no Houkou». Потому что и в чисто технических навыках, и в, так сказать, «как голова работает» - ну очень было похоже, что взрослая девушка сидит в Рихоко, а шестилетняя девочка – в Масанэ-сан. Впрочем, не исключаю, что это и подразумевалось, но так и осталось за кадром.
Короче говоря, я так и не поняла: а для кого всё это снималось? Если это для малолетних (натурально малолетних) дебилов – то тогда все эти идиотские девайсы, мотивации и вообще непрекращающийся идиотизм буквально всего происходящего (до мелочей: как в последней серии Такаяма сотоварищи путём физического подключения перепрограммируют И-оружие, для чего подсоединяют к нему какие-то, условно говоря, калькуляторы и вводят на строго цифровой клавиатуре пять циферок). В общем, для младшеклассников всё это вполне неплохо: ярко, даже утрированно-ярко, рельефно, а что глупо и концы с концами не сходятся – так младшеклассники такие вещи и не заметят. Но тогда какого ангела вся родительская тематика и этот феерический хентай?
Если это для взрослых – то напрочь не понятен обильный идиотизм и утрированное вот это вот всё это. И, опять же, если это для взрослых девушек – то какого ангела хентай?
Вот натурально, получилась типичная «сладкая каша с хитином». По отдельности вроде бы неплохие вещи тут имеются, а вместе – нечто вызывающее удивлённую оторопь. Натурально, весь сериал я смотрела буквально с одним вопросом: «что это такое я смотрю?!»
Проблески прекрасного
И опять же, нельзя сказать, что в этом сериале ничего хорошего нет. Даже то, на что я в целом ругаюсь – бывает двояким. Вот, к примеру (это правда не о сюжете): дизайны Икс-Конов – ну это такие шикарные шагающие мясорубки, такой великолепный дурдом, что хочешь-нехочешь, а оценишь. Да и те же хентайные девушки… прямо скажем, они и правда хентайны. Вызывают очень смущающие, грязноватые, но таки да, сексуальные мыслишки. Местами даже злорадные. Так поразивший меня элемент хэншина был бы очень удобен при попытке изнасилования. Девушке удобен.
Но и в самом сюжете есть много весьма хороших моментов, причём эти жемчужины начинают выскакивать чуть ли не с первой серии. И как бы ни ругалась я на Масанэ-сан – во многом она просто великолепная женщина и мать. Да, временами дурная до обалдения. Но какой там потрясающий сюжет с передачей Рихоко Рейне! Как она всё правильно и чувствует, и делает – и даже говорит вовсе не то, что думает – правильно делает.
Впрочем, она меня в восторг именно правильным ходом мысли привела ещё намного раньше. Ну ведь совершенно верно: да, вот этот дурацкий клинок. Неснимаемый, со всеми его спецэффектами. Ну так и что теперь биться в истерике? Оно уже случилось. Надо с этим жить и, как говорится, «чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы» (с). Любой обычный герой анимэ в такой ситуации именно что бился бы в истерике от одной серии, до трёх четвертей сериала. Эта могучая женщина выдаёт правильное рассуждение мгновенно!
Да и в остальном – она постоянно именно в глобальном смысле ведёт себя совершенно правильно. Умеет радоваться жизни, очень правильно так влюбляться… Но, конечно, самое шикарное – это её отношения с Рихоко. Тут всё как надо. И взаимное доверие, и забота… И даже уважение. Что особенно интересно и ярко проявляется в вопросах вокруг Клинка: пока ситуация выглядела как нечто временное и непонятное – Рихоко совершенно незачем было лишний раз травмировать. Может за год можно перебить разбежавшихся Икс-Конов и зажить спокойной семейной жизнью. А как выяснилось, что финал, так сказать, предопределён – всё честно и очень с любовью объяснила. Кстати, меня зацепила одна деталь: потеря чувства вкуса, говорите? А что? Рак здесь вполне хорошо укладывается в картину.
Ну, и прямо скажу: за последнюю пару серий я тоже добавила балл. Очень уж они трогательные и правильные. В общем-то да. Мама, которая будет рядом с тобой в самую тяжёлую минуту – нужна всем.
Очень хотелось остановиться на этой красивой фразе, но не могу не сделать ремарку: естественно, я не оправдываю бесконечный инфантелизм. Люди проходят путь от рождения через детей, потом родителей – до смерти. И, естественно, когда-то и сами становятся мамами и папами. Но в трудную минуту черпать уверенность в том, что мама смотрит на меня (пусть даже с небес) и она со мной – в этом нет ничего зазорного даже для самого взрослого человека. И более того. Я ведь что сказала? Что мама нужна всем. Это ведь не только с позиции условно «ребёнка» справедливо. Но и со стороны взрослого. То есть читать-то можно как угодно: «родители, вы нужны мне» и точно так же: «эй ты, которая я – ты нужна детям!»
Впрочем, здесь всё же в первую очередь речь о маме. Именно прекрасной и сильной материнской любви. А тут ещё и мама такая, что немного даже папа. Очень женственная, но способная и на то, что называется «мужским поступком» (в хорошем смысле). Ну, а что вы ожидаете от героини Ното-сама?
Резюме
Я, право, не знаю, можно ли рекомендовать эту чудовищную кашу с хитином, и если рекомендовать – то кому. Лично я получила много удовольствия от некоторых поступков главной героини. И, конечно же, от её голоса. Просто в восторге от вообще всего лейтмотива материнства, особенно финала. Но там столько всего другого, с порадовавшими меня вещами совершенно не вяжущегося! А кому-то наоборот, понравится что-то из этого «другого», но оно опять же не будет взяаться с остальным наполнением. Такое впечатление, что в сериал хотели добавить всего-всего, чтобы понравилось всем-всем-всем. И да, бывают произведения натурально «семейные»: детям нравится одно, взрослым другое. «Винни-Пух», например. Но здесь – не вышло. Вышла сладкая каша с хитином.
Послесловие-дисклеймер
Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать специально подчёркиваю: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано выше – сказано про сериал и только про него. Что было в первоисточнике и было упущено, чего не было и привнесено на каком-то этапе съёмок сериала – не важно. Я рассказываю про конкретно этот сериал, то, что показано в нём. А уж тем, кто видит в оценке сериала оценку исходного произведения, напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.
#экшен #эччи #насилие #трагедия #sci-fi