Найти в Дзене
Девочка летом

Венера без лица

Материал 21+ Люди, сразу скажу, если вы сверхчувствительны к теме людоедства, закройте это и не читайте. Речь пойдет о каменном веке, то есть о периоде, для которого каннибализм - явление рядовое. Станислав Дробышевский считает, что около 13 % всех человеческих скелетов носят следы разделки каменными орудиями - так называемые "насечки" на костях. А я добавлю, что такая разделка не всегда и требовалась. Просто человек это достаточно большой кусок мяса, чтоб его прям обгладывать. Группа из 10 -15 охотников может наесться, ничего с костей не срезая и не соскабливая. Хватит мягких тканей. Вы как? Не затошнило? Ну, тогда погнали. Ах, да. Феминисткам и боди-позитивщикам тоже лучше почитать что-нибудь другое. Когда мы говорим "палеолитическая венера" то сразу глазами воображения видим грубую статуэтку очень толстой женщины со схематичной головой и без лица. За два века родился миф, что такие дамы были идеалом красоты своего времени. Я докажу, что это не так и такие вкусы встречались не ч
Венера из Брассемпуи
Венера из Брассемпуи

Материал 21+

Люди, сразу скажу, если вы сверхчувствительны к теме людоедства, закройте это и не читайте. Речь пойдет о каменном веке, то есть о периоде, для которого каннибализм - явление рядовое. Станислав Дробышевский считает, что около 13 % всех человеческих скелетов носят следы разделки каменными орудиями - так называемые "насечки" на костях. А я добавлю, что такая разделка не всегда и требовалась. Просто человек это достаточно большой кусок мяса, чтоб его прям обгладывать. Группа из 10 -15 охотников может наесться, ничего с костей не срезая и не соскабливая. Хватит мягких тканей. Вы как? Не затошнило? Ну, тогда погнали.

Ах, да. Феминисткам и боди-позитивщикам тоже лучше почитать что-нибудь другое.

Когда мы говорим "палеолитическая венера" то сразу глазами воображения видим грубую статуэтку очень толстой женщины со схематичной головой и без лица. За два века родился миф, что такие дамы были идеалом красоты своего времени. Я докажу, что это не так и такие вкусы встречались не чаще, чем сейчас.

Зачем мне это надо? Я считаю, что люди древнейших эпох очень сильно были похожи на нас. У них была другая мораль, но они не были слабее нас в плане интеллекта, а иногда нас и превосходили. Им, точно так же как и нам, нравились лица любимых людей. И то, что нас передергивает от вида безликой венеры - нормальная реакция. Они тоже не смотрели на неё, как на воплощение сексуальности и красоты.

Первую древнюю статуэтку женщины нашел Поль Юри, маркиз де Вибре. Я что-то сразу вспомнила: "Я канешна не Матильда, но очень хочу туссе". У маркиза тоже было много свободного времени и он не нашел другого способа вибрэ по жизни, как ковыряться в земле, занимаясь любительской археологией - профессиональная тогда еще не сложилась. Маркиз был богатым человеком и получил неплохое классическое образование. То есть вырос на образцах античной поэзии, драмы и скульптуры. Конечно, когда рабочие принесли ему статуэтку, найденную в земле, он воскликнул: "О, это же Венера!", а не "О, это же голая баба!" Маркиз просто не представлял себе насколько древний перед ним лежит артефакт. Что-то древнее античности он не очень-то мог вообразить. Датировок тогда еще не было в принципе, только отдельные находки кое-как привязывались к временным периодам.

Назвал он её Vénus impudique (Венус импудикуе). У римских авторов была традиция изображать богиню любви, разумеется, всегда обнаженной - зачем ТАКОЙ богине одежда, но в двух видах: прикрытую ручками - её называли "Пудика" (Скромница) и с ручками в разных других положениях - Импудика (Ни фига не скромница). Вот маркиз и решил: раз ручек у скульптуры не наблюдается, назовем-ка её нескромной венерой.

Эта самая Импудика (её и сейчас так называют) была обыкновенной стройной женщиной.

Это название практически случайно прикрепило ко всем образцам статуэток каменного века образ прекрасной женщины. Заставив нас с вами перенести на палеолитические скульптурки то, что вкладывали в свои творения скульпторы совсем другой эпохи. Да, как раз, греки и римляне изображали свой идеал внешности, и там действительно красотки - я своими глазами видела афродит Горгиппии, ручаюсь, если их перенести в наше время, все рты пораскрывали бы, так они хороши. Но действительно ли это же самое имели ввиду люди, жившие за несколько десятков (!) тысячелетий (!!)? Серьезно?

И тут надо сразу внести ясность. Среди древнейших изображений есть реально очень привлекательные женщины. Вот посмотрите на Брассемпуи на главной картинке - какая у неё лебединная шея, овальное личико, прическа - волосок к волоску. Я бы сказала, что наши сибирские Мальтинские изображают пропорциональных девок и они тоже, кстати, с лицами. Гальгенбергская и Петршковицкая - это сильные, ловкие, подтянутые девушки, с которыми можно прожить и в палеолите.

Давайте для понятности разделим их на две группы. В первую войдут такие палеолитические венеры, какими мы их себе представляем: очень полные с деформированным телом, без лиц - Виллендорфская, Холи Фельс, Дольни-Вестоницкая, Лаусель, Лепсюги, Моравана, Костёнки, Зарайск, две из коллекции Бальзи Росси, Тенишево и Савиньяно и все на них похожие. Это будут венеры А.

А венерами Б будут все остальные - иногда лица без тел, как уже упомянутая Брассемпуи или Дольни-Вестонице с причёской, иногда просто женщины нормального телосложения - Буреть, Мальта, Импудика (та самая от маркиза), Гальгенбергская, Ландецкая, Ла Филлет - и все им подобные.

В этом анализе нет вообще никакого моего отношения к человеческой внешности. Просто поймите, это вы СЕЙЧАС можете иметь бойфрендом обаятельного толстячка, а тогда его пивное пузико означало бы вашу неминуемую смерть. Потому что он не догонит зверя и сам от него не убежит. Вы бы смотрели на него и читали в его чертах простое и понятное послание: со мной рядом тебе быстро наступят кранты, дорогуша.

А теперь представьте, как будет убегать от зверя венера А. Да никак. Её надо буквально охранять, а это трата ресурсов. А как она добудет себе еду? Тоже практически никак. Занятием женщин было собирательство, а это километры прочёсанных зарослей в день. Выпускайте в эти заросли венеру А и через неделю она будет фито-няшкой. Палеолит - нет никаких амбаров и колосящихся полей. Нет никакого бесперебойного источника пищи. Созрели орехи, берем сколько сможем, не успели - ловим мышей и лягушек. Ежедневная битва за жизнь, никакого расслабона. При этом женщине надо носить на себе маленьких детей. А маленькие дети у нее будут постоянно. (И тут мы как бы видим партнера венеры А, который говорит: я понимаю, дорогая, тебе тяжело с малышами, возьму-ка я их сегодня с собой на работу НА БИЗОНОВ. )))) Нет, девочки, это прикол, такого не было от слова совсем.)

Добавим еще один фактор, когда мы смотрим например, на ту же Венеру из Леспюги или Холе-Фельс, мы по аналогии с днём сегодняшним представляем, что ей лет 60. Ничего подобного. Она моложе 30. Потому что около 30 жизнь вообще заканчивалась. Таким образом, у нас сразу две загадки: как такие дамы вообще выживали и почему их все-таки изображали?

Ну раз изображения есть, значит они всё-таки были. Хотя вот есть человеко-лев из пещеры Штадель, и я что-то сильно сомневаюсь, что бы он встретился художнику в реальности.

Человеко-лев хранится в музее города Ульма.
Человеко-лев хранится в музее города Ульма.

Да, в отдельных, редких случаях такие женщины могли появиться. Конечно, при условии, что кто-то о них заботился. Это могли быть родители. Палеолит знает случаи просто уникальной заботы о своих детях, когда выхаживали тяжело раненых или годами поддерживали слабоумных. Вообще, я уже говорила, что эти люди были очень похожи на нас и все наши комплексы, зависимости и перекосы были им свойственны. Так что можно только порадоваться, что мы имеем возможность купить дочери планшет или абонент в фитнес-клуб, и так выразить свою любовь, а не притащить ей в пещеру лишнюю ногу антилопы. Могли её оберегать и мужчины, и даже дети. Учитывая, что первые появлялись лет в 13, а еще через 10 сами становились полноценными добытчиками. Да мало ли чем один человек мог заслужить повышенную преданность своего племени! Мы же знаем, например, знаменитого на весь мир Шанидар-один, сорокалетнего старца одноглазого с ампутированной еще в молодости рукой. Или лежачего с переломанным бедром из Ла-Шапель-о-Сен, который дожил до 45-ти. Мне не удалось найти ни одного случая костных останков людей с тяжелыми формами ожирения (а женщины-инвалиды есть), хотя современная остеология может такое определять - кости будут утолщенными, а мышечные бугорки наоборот слаборазвитыми, потому что человек будет долгое время малоподвижен. Ну вот ни одна венера А ни попала на стол к антропологам. Но это ничего еще не значит. Они были редкостью. Такое бывает, когда в искусстве что-то представлено в большей пропорции, чем в жизни: не так уж много на земле армян, как фильмов, где сыграл Джиграханян.

Второй вопрос: почему их изображали? Вот сидел первобытный художник и резал долгими вечерами при свете костра скульптуру... кого? Своей бабы? Да, щас, ага! А вот он резал мамонта, а вот быка. Вы же не думаете, что с этими двоими у него тоже "что-то было"! Нет?

Почему мы вообще думаем, что изображая такую женщину он видел именно сексуальный объект, а не кусок мяса? Причем с быком еще надо сражаться, чтобы его убить. А тут даже и сражаться не надо. Она толком и убежать не может. Просто праздник, а не добыча. Больше того, это не просто добыча, это символ того, что ты перебил всё племя и вошел в пещеру (стойбище), потому что только в постоянном укрытии такой необычный человек, как "венера А" и мог жить. Это символ победы. Ты перебил всех пчел и добрался до мёда.

Человек изображал то, что захватило его воображение. Мамонт, увиденный вблизи, уж точно поражал воображение. И полная женщина тоже была фантастическим явлением. Причём "человек" и "художник" в данном случае мог быть любого пола.

Кстати, мы по дефолту считаем признаком эротизма тот факт, что венеры А изображены неодетыми. А это может быть вовсе не так? Одежда ей вообще не требовалась, потому что она постоянно находилась под защитой пещерных стен, рядом с очагом. Да и трудно было её одеть, нужно было чертовски много материалов и труда. Имейте ввиду, что нет ни молний ни липучек, надо любую шкуру к себе примотать, привязать сухожильными веревками. А ей просто длинна рук не позволяет самой одеваться. Да и куда ей ходить? Гулять, что ли, под охраной? Сомнительно, чтобы кто-то из соплеменников стал бы ради этого напрягаться.

Теперь обратите внимание на характерную позу венер А. Колени и ступни очень близко, голова низко опущена. Ну ладно голова, но человек с таким большим весом очень неустойчиво чувствует себя, когда ноги составлены вместе. Такие люди даже ходят - вы видели их на улице - широко расставляя ноги, потому что их большое тело нуждается в широкой опоре. Почему художники с разных концов земли не сговариваясь выбирают такую шаткую позицию для своих моделей?

Однажды в одной из моих первых экспедиций у костра вечером разгорелся спор: почему скифского оленя изображали с соединенными копытами и вытянутой шеей, что он в этот момент делает? Андрей Иосифович говорил, что олень отдыхает и такого его можно подглядеть, где-то на покое в зарослях. Славка Минор утверждал, что это верхняя точка прыжка, когда ноги животного поджаты и копыта передних ног почти касаются друг друга перед тем, как снова вытянуться к моменту приземления. Ему возражали, что тогда голова должна быть максимально откинута назад. Мне слова никто не давал, мне было 18 лет и я дежурила по кухне - как раз собирала тарелки. Так и остановилась с пирамидой тарелок, рассматривая изображенный угольком на бревне силуэт знаменитого оленя с рогами в завитках.

-А мне кажется он мёртвый, его принесли и на землю положили. А ноги связали, чтоб удобнее нести.

Некоторое время все с сомнением на меня смотрели, потом Славка хлопнул себя по лбу:

-Укокский лось!

Я подумала, это какое-то профессиональное ругательство... Но все остальные вдруг оживились.

-Ну кстати, да...

-Ты смотри-ка, мозги у практикантов откуда-то появились!

Оказалось, что укокский лось (а правильно всё же олень) это мотив, часто встречавшийся в татуировках и предметах декоративного искусства Пазырыкской культуры. Пазырыкские курганы Алтая тогда были сравнительно недавно открыты и активно обсуждались. Основная фишка изобразительной традиции - странно перекручен в талии. И я совершенно неожиданно для себя подкинула теорию. Лось-то тоже был мертвым и лежал на земле. Это была добыча, а не живой зверь.

Укокский лось
Укокский лось

Скифский олень
Скифский олень

Понимаете, к чему я клоню?

Венера А это тоже добыча, как мамонт или бык. Это мёртвая женщина и ноги у нее связаны для удобства перемещения. Потому и голова валится на грудь, а лицо её никого вообще не интересует. Она не близкими людьми изваяна, а своими убийцами, которые рассматривали её уже мёртвой.

Между прочим, недавно я просто угарнула, когда увидела работу австрийских реконструкторов. Веревки, явно видные на теле венер А из Костёнок и Амельдо (Южная Америка), они приняли за... одежду. Публиковать такие фотки я не стану, но ссылку дам, можете заценить, много ли от такой одежды пользы. Довольно жутковато в свете сказанного мною здесь, когда спутанная женщина у реконструкторов счастливо улыбается. А самая страшная венера Савиньяно, у которой голова просто завернута вместе с лицом предстаёт в таком кокетливом остроугольном колпачке. Ну ладно, надо отдать австрийцам должное, наших сибирских венер Б из Мальты и Бурети они нарисовали очень, на мой взгляд красиво и правильно.

Нет, самая страшная венера А не из Совиньяно, пожалуй... Есть и покруче. У Рэндалла Уайта в монографии "The Women of Brassempouy: A Century of Research and Interpretation" на 271 странице (14 Fig.) , есть разделанная венера А из Ле Торса. Слабонервным не рекомендую.

Конечно, в учебниках по истории такой информации никогда не будет. Да и не надо, наверное. Пусть пишут всякую фигню про богинь плодородия, или "вот такие типа были идеалы красоты" или "голова у большинства Венер, по мнению их ваятелей, явно не самая важная часть тела"... На самом деле мне кажется по-настоящему крутым то, что венеры Б все-таки были. Не всегда рукой резчика двигало то чувство, которое заставляет нас выкладывать в инстаграмм тачку. "А вот машинка моя", " А это вот мы барбекю делаем на коррпоративе", "А вот такую мы поймали, неделю ели, жизнь удалась". Иногда люди все-таки рисовали и лепили и своих близких (и женщин, и мужчин, и детей), хотя толку в этом не было никакого. Реже это случалось, но случалось всё-таки.