Найти тему

ПСИХОМОТОРНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ: как это работает?

Видимо, все-таки нужно опубликовать здесь эту статью. Она, конечно, "не для всех". Она и написана другим языком. Но тем, кому хватит терпения её прочитать и постараться что-то понять, станет немного яснее, на чём строится моя работа.

Фото из личного архива. Чисто для настроения.
Фото из личного архива. Чисто для настроения.

Существование взаимных связей и влияний между внутренними психическими состояниями и характером движений, поз, мимики давно изучается и используется в медицине и психологии человека. Связи эти действуют в обоих направлениях: (1) влияние психики на моторику и (2) влияние моторики на психику. С этой точки зрения примечателен так называемый "язык тела" (Алан Пиз и его последователи), а также многие приемы детской психологии (например, пальчиковая гимнастика для развития процессов тонкой дифференцировки в мозгу).

Применение методов, основанных на #психомоторике , для животных оправдано в еще большей степени, так как язык животных пантомимичен, связи между движением и состоянием психики выражены намного отчетливее и регулярнее. Для психомоторики животных немалую роль играет и тот факт, что нервная система животных реагирует изменением состояния именно на собственное действие. Вербальные методы, используемые для человека, для животных неприемлемы.

Поэтому психические состояния животных исследуются и диагностируются на основе идей объективной психологии (В.М.Бехтерев), а субъективная сторона переживаний и их осмысление пациентом (как в методах психотерапии, предназначенных для человека) здесь никакой роли не играют.


Метод психомоторной терапии строится на идее единства и системных связей между #нервными процессами разных уровней. Проще говоря, взаимодействия между разными нервными процессами организуются по шаблонам, единым для всех уровней. Пользуясь этим свойством нервной системы, мы получаем возможность управлять нервными процессами высоких уровней через шаблоны, отрабатываемые в моторных процессах. Таким образом устраняются нарушения в координации нервных процессов, присущие той или иной психоневрологической проблеме.


Конкретные особенности психической деятельности животных зависят от таких факторов, как:

  • тип поведения (темперамент)
  • возраст
  • индивидуальные условия развития
  • влияние хозяина.

Эти факторы определяют собой состав индивидуальной программы психомоторной терапии. Программы психомоторной терапии для собак учитывают также и функциональное назначение породы, которое определяет выраженность тех или иных нервных процессов (например, гибкость или стереотипность).


Индивидуальная программа психомоторной терапии состоит из следующих основных этапов:


1.
Большинство нарушений нервной и психической деятельности, по И.П.Павлову, обусловлено неправильным балансом процессов возбуждения и торможения. Поэтому задачей первого этапа программы является развитие тормозных процессов и совершенствование уравновешенности нервной системы.

Одновременно с этим отрабатывается арсенал приемов первой помощи собаке при нервных перегрузках и стрессах.

2. Ветеринарная психоневрология дает информацию о том, какие нарушения в координации нервных процессов сопутствуют тем или иным заболеваниям. Второй этап программы предполагает формирование многоуровневой системы связей и процессов с возможностью выбора разных вариантов поведения.

3. Тренировка нервной системы на устойчивость к стрессам, осуществляемая на третьем этапе, включает в себя переменные режимы выполнения уже освоенных действий.

4. Параллельно с основной программой подбираются отдельные упражнения, позволяющие совершенствовать характеристики темперамента, изменяя #тип поведения в желательную сторону (снижение или повышение скорости и выраженности реакций на события).

5. Поскольку выполнение всех упражнений предусматривает постоянное взаимодействие животного и его хозяина, "бонусом" программы становится развитие #послушания и повышение ориентации на хозяина.


Выполнение программ психомоторной терапии предполагает соблюдением нескольких важных принципов.

Принцип развития наблюдательности. Хозяин собаки совсем не всегда замечает и правильно интерпретирует симптомы #нервной перегрузки . Кроме того, эти симптомы выглядят по-разному у разных пород, что тоже осложняет понимание. Язык тела кошек существенно отличается от выразительных средств собак. При этом правильному пониманию мешает множество исторически сложившихся недоразумений. Например, мнение о том, что кошки бьют хвостом в обозначение агрессивных намерений – это перенос поведения тигров, т.е. другого вида.

Поэтому одной из первых задач специалиста, руководящего выполнением программы, становится обучение хозяина правильному пониманию выразительных средств, которые использует его собака.

Принцип разумной самостоятельности. Развитие полноценных отношений между собакой и хозяином предполагает их индивидуальную настройку друг на друга. Специалист не имеет права подменять собой хозяина и слишком настойчиво диктовать каждую мелочь.

При выполнении программы следует как можно быстрее переходить к самостоятельной разминке, самостоятельному выбору упражнений (в пределах освоенного набора) и т.п.

Принцип управляемости. Психомоторная терапия предполагает, что оценивает ситуацию и предписывает действия хозяин. Программа психомоторной терапии не охватывает #процесс принятия решений собакой и поведенческие аспекты – это задача адаптивной дрессировки и коррекции. Поэтому в ходе выполнения программы постоянно отслеживается управляемость действий собаки со стороны хозяина.

Первые же упражнения предусматривают согласование ритмов нервных процессов, затем в программу могут включаться специальные #упражнения на повышение внимания собаки к действиям хозяина ("счет шагов", "приравнивание" в разных вариантах и т.п.).

Принцип плавного повышения нагрузок. Психомоторная терапия основывается на использовании особого "тренирующего" #стресса (эустресса), который задействует процессы #адаптации нервной системы к состоянию внешней и внутренней среды. Любая нерасчетная нагрузка на нервную систему (как в количественном, так и в качественном отношении) мешает формированию устойчивых нервных связей, а при значительном превышении возможностей собаки может привести к серьезному стрессу и срыву.

Поэтому следует уделять особое внимание не столько подбору упражнений по ассортименту, сколько режимам выполнения действий. Под режимом понимается как скоростной режим, так и и структурная сложность комбинаций элементарных действий (например, сочетание остановки и поворота в движении). Те же соображения заставляют предусматривать паузы разгрузки.

Принцип минимальной физической сложности. Чрезмерная или плохо рассчитанная физическая сложность заданий создает серьезные препятствия для выполнения программы. При этом необходимо считаться со сложностью заданий и для собаки, и для ее хозяина, помня о том, что даже легкая неуверенность со стороны хозяина снижает способность собаки к выполнению задания. Упражнения для кошек обычно не содержат физических трудностей для человека, однако приходиться заботиться о том, чтобы состояние здоровья кошки не мешало выполнению упражнений.

Важной задачей специалиста становится тщательный расчет физической сложности, при котором необходимо выявлять даже трудно диагностируемые сложности типа головокружения или метеозависимости. Совершенно необходимо также ориентироваться на видовую специфику в отношении #моторики и локомоции. Так, например, собакам не свойственно лазать и ловить предметы в воздухе, а кошки не склонны к длительным пробежкам. Следовательно, упражнения, расширяющие видовые возможности, можно включать в программу только после отработки всех вариантов видовой моторики. Это относится, например, к упражнениям на неустойчивых опорах для собак (развитие управления устойчивостью тела) или к упражнениям с изменением темпа движения на длинных змейках и зигзагах для кошек.

Принцип реальной среды. Поскольку основной целью психомоторной терапии является адаптация собаки к реальным условиям и образу жизни, то и программы выполняются только в реальной среде – во дворе, на улице, в ближних окрестностях для собак и дома для кошек. В любой другой среде (неважно, более насыщенной или менее насыщенной) характер нагрузок на нервную систему будет иным.

Полноценная психомоторная терапия, предусматривающая повышение устойчивости к стрессам, на специальной площадке и в любой искусственной среде невозможна! В искусственной среде (например, в тренажерном зале) могут выполняться упражнения на общее развитие моторики и опорно-двигательного аппарата. В естественной среде отрабатываются различные внешние воздействия (например, звонок домофона или телефона при выполнении домашних упражнений).


Программы психомоторной терапии являются почти обязательной составной частью индивидуальных программ интеллектуальной дрессировки и коррекции поведения. В дополнение к психомоторной терапии эти программы решают следующие основные задачи:

  • Развитие отдельных интеллектуальных функций
  • Развитие вариативного и стратегического мышления
  • Развитие самостоятельного принятия решений, отвечающих хозяйским требованиям
  • Повышение адекватности поведения за счет точного анализа ситуации
  • Формирование функциональных программ поведения по желанию хозяина (например, поведение в транспорте, общение с людьми и собаками в демонстрационных и обучающих целях и т.п.)
  • Совершенствование полноценных социальных отношений с безусловным лидерством хозяина и оптимальным балансом подчинения и самостоятельности
  • Выработка адекватной самооценки.


Дополнительные развивающие программы интеллектуальной дрессировки и коррекции предусматривают также более развитое взаимодействие между животным и хозяином.




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru , а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist.