«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу». – девочка картавит, но повторяет эти бессмертные строки очень охотно. Как и то, что следует дальше – «все равно его не брошу, потому что он хороший». Он хороший, он друг, а друга нельзя бросать, даже если с ним случилась беда.
Игрушка для ребенка – это друг. Малыш наделяет своих мишек, заек и собачек человеческими качествами, он свято верит, что они живые. Это – один из постулатов детской психологии. Игрушки – друзья, а друзей надо беречь. И друзья не появляются просто так, настоящая дружба – большая редкость во все времена.
Но общество потребления диктует свои условия. Какие друзья, о чем вы? Это – тряпки, а внутри у них – синтепон. Их можно купить сколько угодно, стоит дитяти топнуть ножкой. Да что ж нам, для единственного сына жалко несколько рублей, чтобы купить ему очередного зайку или следующего, пуще прежнего? Да за коно вы нас принимаете?
«Топанье ножкой» обычно заканчивается тем, что игрушек в доме становится слишком много. И возникает другая проблема – игрушек-то много, а вот играть с ними никто не хочет. Помню, в 80-е годы была в Питере выставка немецких художников. И там была картина – ванна с цветными шариками (то, что сейчас называется сухим бассейном), а в ней тонут двое ребятишек. У детей – серые лица. Их уже не могут радовать ни шарики, ни любые другие игрушки, которых стало вдруг слишком много...
Что же за всем этим следует? Игрушек – прорва, девать их некуда, никто с ними не играет... И отправляются зайки и мишки куда подальше. Довольно часто – на газон возле дома. Под дождь, под снег. В худшем случае – их развешивают на дереве. Верите или нет, но я несколько раз видела дерево, где игрушки висели так, как висельники из страшных книжек. Какое преступление они совершили? Да и нет сейчас в нашей стране и во всем цивилизованном мире преступлений, за которые вот так бы казнили. Их-то за что?
Взрослый скажет – да это ж игрушки. А ребенок? А для ребенка – казнили его друзей, потому что они стали не нужны. Или как минимум выгнали их из дома.
Вот и возникает вопрос мамам-папам, бабушкам-дедушкам – а кого мы хотим воспитать таким образом? Ребенок же привыкает к тому, что вот так можно обходиться с игрушками. Значит, и с людьми тоже. Если они стали не нужны – вон из дома. Или виси на дереве. Да, пока он маленький – у него не хватит сил. А когда хватит? Неужели вы думаете, что вас чаша сия как-нибудь минует? Не надейтесь. Бабушка не может купить новое платье и даже ходить не может? Так на кой хрен она нужна? На газон ее. Как она там будет жить, одна? А какое до этого дело выросшему ребенку? Бабушка же сама его мерзавцем растила. И учила – отношением к игрушкам, то есть к живым для малыша существам. А потом и до мамы с папой очередь дойдет. Сомневаетесь? А напрасно.
Так что же делать, если игрушек вдруг стало много? Во-первых, не не надо этого допускать. Научитесь говорить «нет». Игрушка должна приносить радость. Отнеситесь к ней как к члену семьи. Вот просто подумайте об этом – и многое встанет на свои места. Хочет дочка новую куклу? Пусть немного подождет. Либо перестанет хотеть, либо начнет хотеть еще больше – и тогда подарок доставит ей гораздо большую радость, чем покупка по первому требованию. Не покупайте одновременно несколько игрушек. Лучше обыграйте уже купленную.
Любая игрушка – это еще и фантастические возможности для творчества. Кукле, зайке, мишке, да хоть и фантастическому персонажу – можно нашить одежды, можно сделать для него дом и мебель, можно превратить его в героя комиксов... Возможностей – непочатый край, и если найти что-то новое и интересное – мысль об очередной игрушке отступит на задний план. Никуда она не денется, эта новая игрушка, постоит немного на полке, а если ее купят – что ж, по Интернету выпишем.
А что делать, если игрушка надоела? Вариантов несколько. Если вы видите, что она надоела насовсем и ребенок играть с нею точно не будет – это ничего не значит. Всегда найдется в окружении кто-то, кому эта игрушка нужна просто позарез. У нее еще есть шанс выжить! В соседней квартире ли, в детском саду – но есть. Ее еще будут любить!
А если ребенок просто отвлекся на что-то другое? Да просто уберите на время поднадоевшего приятеля. Как будто он уехал с мамой и папой в отпуск. На дачу или в долгое путешествие. Но обещал вернуться. И непременно вернется, и ваш ребенок будет рад новой встрече. Особенно если вы вместе подготовите подарки. Правду ведь говорят, что старый друг лучше новых двух. Это относится и к игрушкам.
А что делать, если мишке правда оторвали лапу? Ответ напрашивается сам собой. Конечно, пришить. Это же совсем нетрудно. Ведь людям тоже случается получать травмы – и их за это не несут на помойку и не хоронят живьем. Тогда почему можно так обращаться с игрушками?
Негативную роль в этой истории играют родительские амбиции. Мол, что, мой ребенок хуже всех, мы ему нового звездника не купим? Да не хуже других ваш ребенок. Он лучше всех, потому что не бросает старых друзей и не списывает их в утиль из-за сломанной ноги. И в этом постигает основы гуманизма. И у него появляется шанс научиться выбирать надежных друзей. Которые и его самого не бросят в трудную минуту и будут с ним дружить, даже если у него рана на голове и порвалась рубашка. Рану помогут залечить, а рубашку – зашьют или дадут новую. Как он когда-то поступил с игрушечным медвежонком.