Моя мама фантастику не любит, потому что не понимает. Она несколько раз пыталась осилить «Мастера и Маргариту», но в итоге единственное, что ей оттуда далось, это описание мигрени Пилата. Мама очень любит триллеры, всякие саспенсы и про любовь, а фантастику не любит. Она как раз из тех, кто считает жанр исключительно детским, но я не могу ее за это кусать.
Однако есть одно исключение.
В 1993-94 годах отец откуда-то чемоданами приносил книги. Толи кто-то с ним так расплачивался, толи было какое-то место, где их давали бесплатно/очень дешево, и у родителей возникла идея собрать библиотеку. Книги были про всё и обо всех, никаких жанровых преференций. И вот среди этого богатства нашлась карманная книжка в мягкой обложке – сборник рассказов Кира Булычева. В этот сборник мама влюбилась сразу и окончательно. Думаю, все дело в первом рассказе, почему-то он ей отозвался.
Позже я вычислила, какая именно фантастика имеет шанс понравиться маме. Это должны быть условно реалистичные произведения. Не про космос, будущее или пришельцев, а что-то простое, про нашу жизнь. Что-то, что легко можно отнести к случайности, во что легко поверить. Для примера, ей очень понравилась «Мертвая зона» Кинга и «Мистическая Москва» Панова.
Когда доросла, я тоже положила глаз на эту книгу и перечитывала ее не единожды. Один рассказ вообще стал моим наилюбимейшим и отправился в личную копилку. При этом в сборниках библиографии Булычева я нечасто вижу упоминания этих рассказов, о них если и говорит, то вскользь. Поэтому-то и хочу пройтись по ним чуть подробнее, потому что на мой взгляд это более чем достойное чтиво.
Рассказываю не обо всем, что было в сборнике (который, кстати, исчез), а только о самом запомнившемся.
Можно попросить Нину?
Тот самый первый рассказ, который покорил маму. Мужчина звонит своей подруге Нине, но каким-то образом трубку берет девочка Нина из прошлого. Не та, совсем другая. Живущая в период Второй мировой войны. В последние минуты перед тем, как их разъединяет, он успевает рассказать ей, где потерял свою хлебную карточку.
Уверена, маму подкупил финал. Ну, и сама идея тоже. Это ведь так просто и понятно – позвонить кому-то и поговорить. А каким образом это вообще стало возможно, не суть.
Половина жизни.
Довольно длинный по сравнению с остальными рассказ из цикла про доктора Павлыша. История об одном похищении пришельцами. Я даже не понимаю, что делает ее такой особенной. Возможно, просто слог такой. А возможно, дело в героине, в том, как она описывает свои «приключения», с трогательно обывательский точки зрения. А может, опять дело в финале. У Булычева как-то получается финалами нагонять мурашки.
Корона профессора Козарина.
Та самая жемчужина в моей копилке. Молодой парень недавно женился по любви, родился сын. Но с женой все как-то разладилось. Толи быт загрыз, толи любовь просто прошла, но он уверен, что она его терпеть не может. Случайно в его руки попадает странный обруч – изобретение неизвестного профессора. В шутку надев его на голову, он вдруг начинает слышать мысли жены.
Очень добрая, очень трогательная история о том, как важно не додумывать. Ну, и о любви, конечно.
Снегурочка.
Мягкая, не очень содержательная, но живописная история любви человека и «снегурочки» - антропоморфной инопланетянки, приспособленной для жизни в значительно более низких температурах. Минус 50 для нее очень жарко. Но.. любовь.
О некрасивом биоформе.
В будущем людей модифицируют для работы в самых разных условиях. Кому-то нужны жабры и толстая кожа для глубоких океанов, кому-то – крылья и шерсть для полетов в песчаные бури. Одним словом все для успешного функционирования на дальних планетах. Драч – подобие черепахи, он может выдерживать очень высокие температуры и работал в лавовых мирах. Устранить ЧП с одним вулканом на Земле для него должно быть раз плюнуть.
Остальные рассказы сборника запомнились чуть меньше, но тоже полюбились, и я однозначно рекомендую их, получите удовольствие.
Чужая память.
В результате несчастного случая в системе пещер оказались заперты спелеологи, однако одному как-то удалось выбраться. Однако он в коме и не может рассказать, где именно выход/вход в пещеры, которым он воспользовался. Поэтому слепок его личности, его памяти пересаживают другому человеку в надежде, что он приведет спасателей к остальным. Вот только, как оказалось, выбравшемуся важнее было сделать вовсе не это.
Трудный ребенок.
В человеческую семью принимают детеныша-инопланетянина, видом вроде летучей мыши, а мозгами уровня ребенка 8-10 лет.
Красный олень, белый олень.
Ученый наблюдает за агрессивной фауной на другой планете и становится свидетелем проявления высокого уровня интеллекта.
Сказка о репе.
Удивительное приключение одного увлеченного ученого в недрах гигантского растения.
Про очень многие рассказы из этого сборника можно сказать, что они трогательные. Собственно, про все. Даже самые короткие наполнены любовь к деталям, персонажам и читателю. Думаю сейчас о них, и прямо тянет улыбаться. Даже от грустных.
Я кстати совершенно не оценила других крупных циклов Булычева, о Гусляре, например. На фоне этих рассказов, с которых и началось мое знакомство с автором, Гусляр кажется глупым, детским и поверхностным. Кто знает, может, я испортила себе удовольствие…
Что думаете об авторе? Читали что-нибудь из статьи? Или может, у вас есть другие фавориты?