537 подписчиков

Меняет ли Бог волю душ, находящихся в аду?

419 прочитали

Заинтересовал вот какой вопрос, каким образом Бог меняет волю тех, кто был, например нерадивым христианином, крестился в детстве в детстве, но потом, забыл Христа или всю жизнь делал только вид, что он христианин, что же там за гробом, что говорят святые?

Как мы знаем, Бог не меняет волю человека т.к. "трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит", но на протяжении земной жизни подаёт ему ситуации для исправления и приходу к Нему т.к. "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня".

Как известно, "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы".

Размышляем так - если у Бога все живы, то и после смерти, человек может быть спасён непросто по молитве к Богу от его родных или еще живых людей, но обязательно через желание своей души. Если здесь, при жизни, мы спасаемся через свое внутренне решение и желание дать возможность действовать в нашей жизни Богу, то и там, после смерти Бог не нарушает волю души, спасая ее ненасильно!

Как известно, Христос, сошедши во ад, проповедовал там и многих вывел. Проповедь Его была направлена на души, причем проповедовал именно непокорным. Те, которые приняли проповедь, сами смогли потянуться ко Христу, изменив свое внутреннее решение. Решение это однозначно отличалось оттого, что было у них при их жизни, не зря они в аду и называются непокорными.

Зачем была эта проповедовать, если Христос мог их насильно, без их решения вывести оттуда?

Ответ только один - для посыла, который изменит решение(вектор с которым она умерла) души, причем добровольно!

Здесь также нужно помнить, что самостоятельно душа не может измениться после смерти, об этом говорит Евангелие и все святые отцы. Но, по молитве тех, кто ещё жив, церковь и молится, ведь они и есть часть церкви. Причем молится не о спасении канонизированных праведников, а о спасении грешников, находящихся в аду. Это означает, что состояние души все же изменяемо, даже после смерти, но изменить его может только милость Бога.

Даже само слово - милость, относится к тому, кто уже осужден, и только Царь, может изменить решение, и подарить это помилование по ходатайству близких или родных осуждённого.

Сам текст о схождении Христа во ад.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:18-21).

Вот как толкует Лопухин:

По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи). В ст. 20 из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега (Быт 6:3 след). Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс 15:10), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа.

Из этого можно сказать, что Христос не нарушал их волю, кто хотел, тот и вышел из ада.

Обсуждая эту тему на церковном собрании, меня просто поразил один ответ. Один из собеседников общался с современным известным богословом, а тот в свою очередь с человеком святой жизни. Так вот этот старец ответил так: - Бог изменяет усопшего человека, по нашим молитвам. Но, изменяет в его прошлой жизни. Ведь Бог живёт в вечности, для него нет прошлого или будущего!

Молитва за усопших
Молитва за усопших

Молитва за усопших

Про возможность молитвы за усопших нерадивых, но крещенных в православии я не задавался выяснять в данной теме, хотя, при беседе на собрании в церкви, многие подумали, что вопрос об этом, поэтому стоит добавить.

«Кто родится чистым от нечистого. Ни один» (Иов.14:4) «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин.8:7); и Апостол пишет: «Все согрешили, все лишены славы Божьей» (Рим.3:23.)

Можем ли мы о которых эти цитаты, выступать судьей, жизни человека?

Вот что пишет прп.Амвросий

Ответ касательно поминовения К. Если он нелицемерно раскаялся и принес перед Господом и перед духовником искреннее сознание и исповедание всех своих согрешений, то… без сомнения, можно его поминать, как бы его ни похоронили. Вся важность не в образе погребения, а в том, с каким душевным настроением отошел он из этой жизни. Если он только для виду и из каких-либо человеческих предположений принес только наружное раскаяние, то какая ему будет польза от церковного поминовения? Но нам совершенно неизвестно, раскаялся ли он искренно или нет, и даже приобщался ли, пусть разузнают те, кто об этом заботится, а потом пусть поступают сообразно с тем, что узнают. А что он лишен погребения и что получил конец такой позорной смертью и подобное – все это при искреннем раскаянии может послужить ему к облегчению тяжкой вины преступления, другим же послужит это к вразумлению, чтобы так не забывались и так далеко не простирали своей дерзости.

То же самое из книги монаха Митрофана, Загробная жизнь.

Кто же из смертных может похвалиться своею преданностью перед Богом? Вам скажут: мало того, что ваш умерший был грешен, но и, отходя от этой жизни, быть может, не принес и надлежащего покаяния! Ответим: кто же из нас, как живых, так равно и из отошедших от земной жизни, принесет достойное покаяние? Сила, степень покаяния, которое есть дар Божий, не может быть известна человеку. Она известна только единому сердцеведцу – Богу. Если Сам Бог свидетельствует, что и праведнику трудно оправдаться на суде, значит, не было совершенного покаяния. Только благодать восполняет недостающее у кающихся, по мере желания их каяться; «все согрешили и лишены славы Божией».

О прошениях за умерших, которые неизвестно какими были христианами

Книга Загробная жизнь, монах Митрофан.

Сомневаться в действии молитвы живых за умерших – значит сомневаться и в действии молитвы за отсутствующих.

Но объясните, каким образом молитвенное действие одной души, пребывающей в теле, благотворно влияет на другую душу, тоже еще пребывающую на земле в теле, производя в ней то состояние, которого молитвенно желала первая душа? Повседневные опыты доказывают эту истину. Вы молитесь о близких вашему сердцу (берем пример, по всей вероятности, испытанный всеми) и видите исполнение вашего желания: больной выздоравливает, отсутствующий извещает о себе письменно и т. д.

Если на душе, находящейся в другой части света, совершились ваши молитвенные желания, то, что же препятствует сбываться вашим законным желаниям и на душе, которая пребывает в загробном мире, составляющем только часть общего дома нравственных существ?

Действие молитвы на душу одинаково, где бы она ни была; но как совершается самое действие молитвы – это выше познания, это предмет веры – «просите и дастся вам».

То же от Св. Иоанн Дамаскина о тех, кто вроде бы христианин.

Кому из умерших полезно ходатайство живых. «Каждый человек, – имевший в себе закваску добродетели, но не успевший ее превратить в хлеб, а потому хотя и хотел, но не мог сего сделать, или по лености, или по беспечности, или по человеческой немощи, или потому, что отлагал это со дня на день, и сверх чаяния потому и постигнут смертью, – не будет забыт праведным Судьею и Владыкою; но по смерти его, Господь возбудит его родных, ближних, друзей, направит мысли их, привлечет сердца и преклонит души их к оказанию пособия и помощи ему» (его Слово об умерших).

Блаженный Августин

"Давайте не будем думать, будто умершие, о которых мы печемся, получают что-то помимо того, что мы в установленном порядке просим для них или у алтаря, или принося жертву молитвы или милостыни. 

Впрочем, такое действие помогает не всем умершим, ради которых оно совершается, а только тем, в от ошении кого, пока он был жив, было определено, что подобное поможет. Но поскольку мы не можем знать, кто что заслужил, надобно совершать это для всех, кто возродился в Крещении, чтобы никто не был забыт из тех, кого могли бы и должны достичь такие милости. 

Ибо лучше без пользы совершать молитвы и творить милостыни для тех, кому это не повредит, хотя и не поможет, чем не делать в отношении тех, кому может помочь. Впрочем, каждый человек более усердно совершает таковое для своих близких, чтобы то же самое было сделано ради него самого его близкими".

О молитве за грешников, кто не успел принести плод покаяния

Кратко:

«Благотворения, делаемые живыми, полезны умершим и в тяжких грехах; они склоняют к милости имеющего власть освободить грешную душу от геенны»

Подробнее:

Исповедание Православной Веры Кафолической и Апостольской Церкви Христовой

Вопрос 65. Что надобно думать о милостынях и благотворениях, которые делаются в пользу умерших?

Ответ. О сем рассуждает тот же Феофилакт (в толковании на 12-ю главу, ст. 5 Евангелия от Луки), объясняя слова Христовы: убойтеся имущаго власть вовреще в геенну. Он так пишет: «Смотри, Христос не сказал: убойтесь того, кто по убиении ввергнет в геенну, но Который имеет власть ввергнуть. Ибо умирающие грешники не непременяемо ввергаются в геенну; но сие состоит во власти Божией, так, что Бог может и простить их, т.е. за приношение и подаяния, делаемые в пользу умерших. Они немало полезны и в тяжких грехах умершим. Итак, не необходимо по убиении Он ввергает в геенну; но имеет власть ввергнуть. Посему не престанем стараться, милостынями и молитвами нашими умилостивлять Того, Который имеет власть ввергнуть, но непременяемо употреблять власть сию, а может даровать и прощение». Итак, на основании учения Священного Писания и толкования сего отца выводим такое заключение, что мы должны непременно молиться за умерших, приносить безкровные жертвы и подавать милостыни; ибо сами они не могут сего делать за самих себя.

Прав. испов. ч 1, отв. на вопр. 64

«Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящей жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (молитвы, слезы, коленопреклонения, сокрушения о бедных и выражения в поступках любви к Богу и ближним), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказание, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчения. Получают же они облегчение по бесконечной благодати через молитвы священников и через благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою безкровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина о его близких. Вообще же за всех повседневно приносит жертву кафолическая и апостольская церковь».

Возможна ли молитва о тех, кто осознанно отвергал Бога или был еретиком, гонителем христиан?

Из эпохи иконоборческих времён мы имеем не менее интересный пример молитвы церкви за умершего еретика, злого и жестокого гонителя иконопочитателей-христиан, императора Феофила, мужа благочестивой царицы Феодоры, возстановившей иконопочитание в 842-м году.

По смерти своего супруга, придав проклятию иконоборцев, благочестивая Феодора просит патриарха св. Мефодия и весь клир его, «яко добы моление о муже ея Феофиле сотворили. Они же, веру ея видевше, аще и отрицающеся, обаче же повинуются. Иже во святых Мефодий патриарх люди вся собрав и причет весь и архиереи в великую Божию церковь, тамо приходят. В них же бяху избраннии сии: из Олимба великий Иоанникий, и Арсений, Навкратий же и ученицы Феодора Студита, и Великого села Феофан, и Феодор писанный, и исповедницы: МИхаил Святоградец, и Сиггел, и инии множайшии, моление всенощное к Богу сотворяют о Феофиле, всем молящимся со слезами и протяжным молением; и сие во всю первую седмицу постов совершается, и самой царице Феодоре подобне с жёнами и прочими людьми содевающе».

После продолжительного церковного моления об еретике-императоре столь большого сонма христиан и иерархии, явился Феодоре в видении Спаситель и сказал: «разумей убо, яко слез ради твоих и веры, еще же и ради прошения и моления рабов моих и священников моих, прощение дано мужу твоему Феофилу». Об этом прощении Феофила извещает ангел и патриарха св. Мефодия.

Что говорят святые о молитве за тех, кто в аду?

Старец Паисий Святогорец

  • Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада.
  • Если ты молишься об усопшем по чёткам, то вместе с ним молись и о других усопших. Зачем поезду ехать в такую даль только с одним пассажиром? Ведь он может взять и других. Знаете, сколько усопших нуждаются в молитве? Несчастные просят помощи, и у них нет никого, кто бы за них помолился!
  • Cовершаемые о упокоении службы обладают такой силой, что могут даже освободить душу из адского плена. Поэтому в первую очередь надо молиться о тех усопших, которые в своей земной жизни опечалили Бога, чтобы Он помиловал и их, особенно если кто-то был злым или жестоким человеком. А если к тому же его жизнь была греховной, то мы должны весьма много за него молиться, заказывать поминовение за литургией, сорокоусты и подавать бедным милостыню о упокоении его души, чтобы, услышав их молитву: «Упокой, Господи, душу его», — Бог смиловался над ним.

История из жизни Иосифа Исихаста

В миру у отца Иосифа была двоюродная сестра. Жизнь у нее в духовном плане сложилась не очень удачно, но старец ее любил. Умерла она плохо. Гримасничала, кривлялась, говорила очень плохие слова. В таком ужасном состоянии она и умерла. Старец плакал о ней. «Я думал, – говорит отец Харалампий, – что он жалеет о ее смерти. Но старец зная мои мысли сказал: я плачу не потому, что она умерла, а потому что она пошла в ад на муки».

Тем не менее, старец наложил на себя строгий пост и стал молиться за нее по четкам. И однажды отец Харалампий увидел как старец Иосиф буквально светится от радости.

– Что случилось, Геронда (Отец)?

– Сейчас расскажу дитя мое, – отвечает старец.

– Все эти дни я беспрестанно молился и пребывал в бдении, посте и слезах о своей сестричке, и сегодня сподобился радостного и удивительного видения. Во время молитвы я увидел свою сестру живой. С великой радостью она сообщила мне, что сегодня день ее избавления. «Я освобождаюсь от мучений и иду в рай», – сказала она. Но и это не все. Тут же возник передо мной блаженный папа Георгий. Это отец святой жизни, у которого было сильное желание вызволять грешников из ада. Ежедневно он совершал литургию и поминал тысячи имен. Также он часто ходил на кладбища и служил по почившим литии и панихиды. Итак, явившись мне, он сказал: «Надо же, надо же…до сих пор я считал, что почившим можно помочь только поминовением их на Божественных литургиях и панихидах. Теперь же я увидел, что можно спасать и молитвой по четкам!» Этим видением я удостоверился, что моя сестричка спаслась, но Бог показал мне и силу молитв по четкам, которая может вызволить душу из ада.

Ксения Петербургская

Ксения стала вести очень странный для окружающих ее людей образ жизни. Произошло это после кончины ее мужа, который не успел принести покаяние перед смертью.

Неужели жизнь этой святой прошла зря? Неужели Бог не помиловал ее супруга, когда она решилась обратиться о его помиловании к Богу?

Ведь как мы знаем из жития Серафима Саровского, самочинное юродство не одобряется свыше! А вся жизнь Ксении, была благословением на этот подвиг - юродства Христа ради.

Значит удалось спасти мужа и самой стать святой?

Преподобный Варсонофий Оптинский

О себе шестилетнем старец вспоминал: «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идет странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружен большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошел странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: “Помни, отец, это дитя в свое время будет таскать души из ада!” И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник».

Святой Пафнутий Боровский

Из его жития и о путешествие монахини в загробный мир. О милости за милостыню.

"И идя оттуда и не дойдя до места мучений, видела ложе, на котором лежал пес, укрытый собольей шубой. Она обратилась к проводнику, спросив его: «Что это?» И он отвечал: «Это агарянин того щербетника, милостивый и добродетельный. Бог избавил его от муки ради несказанной его милостыни; но поскольку не потрудился он обрести истинную веру и не крестился, недостоин войти в рай, по слову Господа: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в царство небесное». Но он был столь милостив, что всех отпускал, избавляя от нужды и всякого долга, и освобождал пленных христиан, посылая за ними по кочевьям и выкупая их; и не только людей, но и птиц отпускал, выкупив их у поймавших. Показал это Господь в понятных для человека образах: ради злой его веры — в образе пса, ради честной милостыни — в многоценной шубе, которой покрыт в знак избавления от вечной муки. Там же души неверующих в Бога не в образе пса будут, не шубами покроются, но, как уже говорил, дав ему образ пса, Господь указал на его зловерие, дав шубу — на честную милостыню. Смотри, как велика сила милостыни, что и нехристианам помогает!"

Ответы наших современников

Вопрос: "Веруем, что по молитвам Церкви, святых Божиих, верующих ослабляются мучения душ, находящихся во аде. А возможен ли переход души из ада в Рай по молитвам? Есть ли такой опыт церковный?"

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

"Да конечно есть!

Хотя Господь в притче и говорит, что не переходят от нас к вам и оттуда сюда. Да, сами не переходят. Но Господь, «идеже хощет», побеждает «естества чин и творит Бог, елико хощет». Это для кого поётся в церкви? Для двоечников? Надо же запоминать.

Сама молитва ничем не обладает. Только Сам Господь, вот Он обладает, а мы можем Его упросить. По слову апостола Иакова, «много бо может молитва праведного» (Иак. 5, 16). Это есть художественный приём. Я могу под этими словами подписаться: ничего не может молитва ни праведного, ни грешника. Если Богу угодно – вот как разбойник на кресте возопил ко Христу. Он что, праведник был? Бандюга, уже осуждённый, и приведено в исполнение. Господь его послушал и совершил чудо: в Рай вошёл первым. Из всех землян он первый вошёл. Вперёд Адама, Евы, всех тех великих пророков, которых Господь вывел из ада, разбойник первый.