Найти тему

Жизнь в обители: как устроен быт женского монастыря на Орше?

Оглавление

Вознесенский женский Оршин монастырь находится в 20-ти километрах к востоку от Твери в живописном месте, где река Орша впадает в Волгу. Одна из древнейших обителей Тверской земли, она объединяет в себе сестринскую общину, церковный приход и православную школу-интернат для девочек. Что приводит таких непохожих друг на друга женщин из самых разных уголков земли в этот монастырь? Как и ради чего они живут и трудятся здесь — рассказывает Алина Коршунова, прожившая с насельницами Оршинской обители четыре дня.

АЛИНА КОРШУНОВА

Вьется в сосновом бору извилистая дорога — асфальт положили совсем недавно, и ехать по ней одно удовольствие. Машина едет почти не слышно. Мы здесь совсем одни — только однажды на встречу проехал черный джип, увозя пассажиров в сторону Твери.

— Погоди, сейчас пропустим их и я приторможу, посмотришь на лес. Он у нас невероятный, — говорит моя попутчица, которая любезно согласилась подвезти меня от села Васильевское в Тверской области до места назначения.

Она сбрасывает скорость, аккуратно вписываясь в повороты. Я вглядываюсь в мелькающий за окном совсем не похожий на знакомые подмосковные леса пейзаж. Рыжие стволы сосен подсвечивает закатное солнце, и кажется, будто дорога укутана туманом. Чудится — останови машину, поставь ногу на еще такой летний зеленый мох, и тебе навстречу выйдут из-за деревьев сказочные существа...

Наверное, именно такой пейзаж видят герои книг, когда попадают в параллельные миры. Там, за границей этого леса, нас ждет Вознесенский женский монастырь — обитель, которую в каком-то смысле тоже можно считать совсем другим миром.

-2

Монастырь на воде

Когда на самом деле был основан этот монастырь, никому доподлинно неизвестно. Первые упоминания о нем появились в 1567 году, когда обитель еще была мужской. В тот год был освящен главный собор монастыря — Вознесенский, где хранится Федоровская икона Божьей Матери. Ее почитают как одну из главных святынь обители. Построен собор был по приказу Ивана Грозного. Позже, согласно записям в житиях, в этом монастыре подвизался святой Савватий Оршинский, чей скит и сейчас находится в лесу неподалеку.

Монастырь был важной частью Тверской земли, но золотой век для его братии закончился с началом Смутного времени, когда приходившие с набегами в Тверь поляки несколько раз вырезали монахов и насельников общины. Хотя он и был позднее восстановлен, первоначальной славы было уже не вернуть, а на память о тех временах остались только несколько монашеских могил за алтарем главного собора — сейчас они являются частью монастырского кладбища.

В нынешнем виде монастырь был восстановлен уже как женский только в 1992 году, когда после распада СССР началось повсеместное возрождение храмов. Тогда-то и были отстроены практически заново и деревянная церковь святого Савватия Оршинского, и сестринские корпуса, и нынешний детский корпус — здание школы.

Первой настоятельницей женской обители стала монахиня Иулиания (Ритониеми), которую привез туда духовный отец — старец Троице-Сергиевой лавры архимандрит Наум (Байбородин). Рассказывают, будто отец Наум решил: «Если приплывем по Орше к монастырю и будет колокольный звон, оставлю мать Иулианию игуменьей и будет женский монастырь, а нет — значит, должен быть мужской». В то время монастырь представлял собой развалины, которые находились под охраной единственного сторожа, выполнявшего функции и звонаря, но тот, как говорят местные, «то был, то не был, то пил, то не пил» — и надежды на то, что удастся найти его и попасть на территорию монастыря, почти не было. Но в тот день, когда делегация прибыла по Орше к монастырю, сторож не только оказался на месте, но и провел гостей по территории обители, а после — зазвонил в колокола. Так Вознесенский монастырь стал женским, а позже к нему присоединилось подворье в Твери — городской Свято-Екатерининский монастырь. Сейчас мать Иулиания (Ритониеми) поставлена игуменьей там, а Оршин монастырь с 1996 года возглавляет мать Евпраксия (Инбер), еще одна духовная дочь архимандрита Наума.

-3

Сейчас монастырь состоит из главного Вознесенского собора, малой деревянной церкви святого Савватия, нескольких сестринских корпусов, где расположены трапезная, канцелярия, школа и мастерские, дома настоятельницы и обширного подворья, на котором держат не только животных, но даже несколько ульев с пчелами. За алтарем главного храма — светлое монастырское кладбище. Здесь похоронены монахини, жившие в обители, и стоит крест на могиле историка Алексея Сидорова — профессора Московской духовной академии и большого друга матери настоятельницы.

За стенами монастыря находится Никольская церковь на воде: здесь проводят молебны и освящают воду, на крещение вырубают прорубь. Вид на реку с пристани открывается такой, что дух захватывает, а в жаркий день хочется нырнуть с разбегу прямо в Оршу. Много лет назад здесь погибла девочка — с тех пор купаться гостям и жительницам монастыря строго запрещено. Каждый год, двигаясь по Волге, к церкви приходит по воде крестный ход.

Жизнь в обители держится на плечах сестер. Они занимаются и документацией, и хозяйством. Читают службы, поют на клиросе и трудятся в трапезной. Следят за детьми. Каждый день появляется новое расписание послушаний, которое составляет мать Елизавета — правая рука настоятельницы. Она знает, кто на что способен, кому что дается, кто болен, а кто в отъезде, и распределяет дела. И не бывает такого, чтобы одна сестра занималась только одним делом — иначе всего не успеть. Сейчас сезон урожая, и все сестринство бегает с яблоками, кабачками и помидорами.

«Ничего, — смеются, — Бог даст, к декабрю закончим!»

-4

Каково учиться в монастырской школе?

Важное место в жизни монастыря занимает женская православная школа. Учатся в ней самые разные дети: кто-то живет здесь прямо с родителями, кто-то попал в трудную жизненную ситуацию или остался сиротой, а кто-то приезжает сюда как в интернат, на каникулы возвращаясь домой. Девочки учатся удивительные — многие выглядят гораздо младше своих лет. А вот мыслят многие куда глубже своих сверстниц из обычных школ, и наша разница в пять-шесть лет совсем не ощущается. Здесь, в мире без интернета и музыки, без фильмов и магазинов, стираются границы жизненного опыта, все становятся равны.

— Откуда вы все такие разные подобрались? — спрашиваю у своей новой знакомой Саши. Ей 17, и в этом году она закончила школу. Поступает в медицинское училище в Твери, но жить останется с мамой в общежитии монастыря.

— Кто откуда, — говорит Саша, — даже из Казахстана девочки были. Я вот, например, из Германии.

— А как же тебя сюда занесло?

— Да как-то приехали на каникулы, мне так понравилось здесь, что я уговорила маму остаться.

— Ты с ней живешь в комнате?

— Нет, одна. Мама врач, она ухаживает за мамой настоятельницы. Я с Тучей живу, — и демонстрирует свою черную бесхвостую кошку.

И правда: все мои новые знакомые из разных мест — кто из Оренбурга, кто из Майкопа, — но всех так или иначе оказались здесь, у матушки Евпраксии на Орше.

В школе есть все классы с первого по одиннадцатый, хотя классического набора каждое лето не случается — когда появляется новый ребенок, его определяют в соответствующий класс. Сейчас самым младшим воспитанницам интерната около десяти лет, а когда-то были здесь и трехлетки. Основную массу предметов — русский язык, литературу, химию и географию, — преподают сестры. Некоторые предметы ведут приглашенные учителя из православных гимназий Твери. Помимо привычных уроков девочкам преподают Закон Божий.

-5

После занятий — самые разные дополнительные уроки, от создания мультфильмов до рукоделия. Наравне с сестрами воспитанницы трудятся и на монастырских послушаниях, — в трапезных, в саду и на подворье, участвуют в богослужениях.

На экскурсии по обители нам показали и школьные классы. Я спросила у настоятельницы:

— Неужели сестры хотят, чтобы все девочки потом остались в монастыре?

— Нет, конечно, — ответила она — Кто-то, может, и останется, но в основном хочется просто, чтобы девочки выросли хорошими людьми и сохранили православие.

Здесь нет строгой школьной формы, но девочкам полагается ходить в юбках или платьях и с платками на голове. Для службы есть специальные платья — единого образца, хотя их носить не обязательно. Не разрешают школьницам пользоваться социальными сетями, смотреть фильмы и читать некоторые книги. Но их жизнь нельзя назвать скучной: есть большая библиотека, на праздники ставятся спектакли, можно учиться петь.

— Ты бы не хотела перейти в обычную школу? — спрашиваю у пятнадцатилетней Ксюши. Она отвечает:

— И да, и нет. Конечно, все новое интересно, но вообще мне здесь нравится. Тут хорошо и как-то… правильно.

-6

От несчастной любви сбежали?

Когда попадаешь в Оршин монастырь, жизнь вокруг словно замирает и время начинает идти как будто по каким-то новым законам. Я пробыла там четыре дня, но каждую минуту чувствовала себя героиней романа «Путь Кассандры» Юлии Вознесенской. Здесь соседствуют монахини и дети, люди и животные, бесчисленные монастырские кошки и дворовые собаки, и все живут в мире и радости. Все трудятся бок о бок и живут совершенно обычной и в то же время невероятной жизнью, которая лишена привычных нам проблем, гонки и страхов, но наполнена своими трудностями, радостями и печалями. И вопреки мифам и стереотипам, далеко не все сбегают сюда от проблем или ран: в основном люди приходят тогда, когда понимают, что иначе уже нельзя. Для кого-то этот момент наступает в 12 лет, а для кого-то — в 60, но каждый раз — вовремя.

— Когда я водила экскурсии по монастырю, — рассказывает одна из монахинь, — меня часто спрашивали: вы сюда от несчастной любви сбежали? Да нет, говорю, от счастливой. От самой счастливой любви к Богу.

— Как здорово, когда у человека есть такое место, куда ему всегда хочется возвращаться!

— Чего и вам желаю, — улыбается она в ответ.