Найти тему
Պատմահայր||Patmahayr

Разделение армянской и грузинской церквей.

Оглавление

Связь армянской и грузинской церкви.

Изначально Грузинская Церковь признавала верховенство Армянской Церкви. Эта подчиненность во многом была основана на авторитете Григора Лусаворича.

Григор Просветитель
Григор Просветитель

Согласно греческому варианту «Жития Святого Григора» Григор Лусаворич послал в Иберию, Лазику и Албанию трех посланников — Иренаркаса, Софриноса и Товма, вместе со святой Нино. Греческие историки тоже сообщают примерно об этом.

Так, по словам церковного историка 5-ого века Соломена «Я узнал, что армяне приняли Христианство раньше, чем грузины и другие» (Соломен, «История»).

Сохранились также сведения, что в 4-6 веках грузинские католикосы получали свой сан от Армянской Церкви (Акинян Г.Г. «Кюрион — католикос грузинский» Вена 1910).

И армяне, и грузины имели некое общее исповедание Христианства, принятое на Никейском соборе и двух соборов после. Каждый год большой караван паломников армян направлялся в Мцхети к тамошней святыне — Святому Кресту, в то время как такой же караван грузин каждый год направлялся в Вагаршапат к Святому Эчмиадзину («Книга записей» Тбилиси 1901).

Символ Грузинской церкви
Символ Грузинской церкви

Общими были также церковные обряды. Так, в то время Грузинская Церковь признавала «матах» (жертвоприношение, символизирующие пролитую Христом кровь за человечество), а также «пост Святого Саркиса» — обряды, которые до сих пор есть в армянской церкви.

Раскол церквей.

В деле же раскола главную роль сыграл грузинский католикос Кюрион, который кардинально изменил связи двух Церквей на последующие века.

Кюрион родился в Джавахети, он был грузином. Уже став взрослым, он перебирается в Каппадокию и там принимает вероисповедание Халкидонского собора, который признается Армянской Церковью еретическим. Тем самым Кюрион принимает византийское православие. Но после возвращения на родину в 594 году он скрывает свое вероисповедание.

Более того, он нанимается на службу к армянскому католикосу Мовсесу Ехвардеци (575-604) и добивается карьерного роста — назначается канцлером католикосской службы.

В 598 году умирает католикос Грузии, после чего из Грузии в Эчмиадзин прибывает большая делегация грузинских князей и вельмож для того, чтобы просить назначения нового католикоса. После переговоров самым подходящим кандидатом на пост католикоса Грузии признается Кюрион, который и назначается католикосом под именем Самуила II-ого (598-612).

Эчмиадзин
Эчмиадзин

После этого Самуил II (Кюрион) в Грузии разворачивает бурную деятельность по пропаганде византийского православия. Стоит заметить, что его старания находили отклик в стране, особенно в свете того, что после падения Грузинского царства постепенно назревал вопрос недопущения ассимиляции грузин в общехристианском пространстве.

Но до поры до времени Самуил II (Кюрион) не действовал открыто: был еще жив католикос и одновременно его наставник Мовсес Ехвардеци. В конце 604 года Мовсес Ехвардеци умирает, и это как бы развязывает Самуилу II-у (Кюриону) руки.

Ситуация складывается в его пользу еще и потому, что избрание очередного армянского католикоса затянулось из-за начавшейся войны между Персией и Византией. Временным исполнителем обязанностей армянского католикоса становится Вртанес Багратуни, брат небезызвестного Смбата Багратуни.

Весь 605 год ушел на подготовку избрания нового католикоса армян. В конце концов, в 606 году созывается церковный собор, в повестке которого был один этот вопрос. Но католикос опять не избирается, а вместо этого собором принимается свод правил, который, в свете недавних гонений императора Маврикия, ужесточал санкции против духовных лиц византийского обряда.

В частности, в нем содежался пункт, гласивший о том, что византийско-православное духовное лицо не имеет право занимать высокий пост в системе Армянской Церкви даже после покаяния.

Это решение уже ставит Самуила II (Кюриона) в невыгодное положение и он начинает деятельность по отделению, благо в Грузии давно уже была такая тенденция. Ситуация накаляется и уже готова была взорваться.

Нужен был только толчок, который и происходит в пограничном с Грузией городе Цуртави, который находился на крайнем севере-востоке провинции Гугарк (По словам Страбона «река Арагва протекает с Кавказских гор и сливается с Курой. Они же и есть границы между Арменией, Иберией и Албанией. Из Армении в Иберию можно попасть по ущельям Арагви или Кура» Страбон).

Армянский первоисточник-современник Ухтанес так передает ход событий («История», Вагаршапат 1871):

Армянский епископ этого города по имени Мовсес имел давние недружеские отношения с Самуилом II-ым (Кюрионом). После принятия правил против византийских ортодоксов, он, к концу 606 года выясняет про халкидонитское прошлое Самуила II-о (Кюриона). Мовсес также узнал, что грузинский католикос рукоположил в епископы Кисса несторианина, своего друга из Никополиса. Особенно частными и почетными гостями грузинского католикоса были как халкидониты, так и несториане. Епископ Мовсес пишет письмо армянскому католикосу, в котором говорит о своих сомнениях и наблюдениях относительно Самуила II (Кюриона).

Древняя Иберия
Древняя Иберия

И пока там думали, что делать, Самуил II (Кюрион) предпринимает ответный шаг. Дело было в том, что в городской церкви Цуртави служба велась на армянском языке , по причине чего местные грузины не имели возможности понять её.

Самуил II (Кюрион) повелевает, чтобы отныне служба в церкви шла только на грузинском. В это же время приходит категорическое указание из Эчмиадзина Мовсесу немедленно помириться с Самуилом II (Кюрионом).

Мовсес едет в Мецхети с повинной, но Самуил II (Кюрион) отказывается мириться с ним и даже ставит Мовсеса в такое положение, что он вынужден спасаться бегством.

Открытый конфликт.

Эчмиадзин направляет Самуилу II-ому (Кюриону) письмо, на который тот отвечает уклончиво. Переписка продолжается некоторое время и никто не хочет уступать. В 607-ом году наконец избирается новый армянский католикос, который принимает имя Абраам Албатанеци (607-615). Он тоже продолжает переписку, но результата так же не получается из-за неуступчивости сторон.

Окончательный разрыв произошел в начале 609 года. Католикос Абраам в Двине созывает собор, при участии Албанского и Сюникского духовенства, на котором Самуил II (Кюрион) и его приверженцы объявляются халкидонитами, отколовшимися от своих единоверцев (армян и албанцев). Также было объявлено прекращение общения с Грузинской Церковью.

Яростно желая независимости, Грузинская Церковь отпала от своих единоверцев, думая, что теперь то она будет самостоятельной. Но этого не получилось, выйдя из под зависимости Армянской Апостольской Церкви, она стала зависима от Византийской Церкви.

После этого в дальнейшем предпринимались попытки снова объединить две Церкви, но все они заканчивались провалом. А после того, когда Грузинская Церковь попала под полное влияние Византийской (Греческой) Церкви, она заняла в отношении Армянской Церкви особо непримиримую позицию. В собственно грузинских источниках были уничтожены все былые свидетельства единства, изменены были религиозные предания и т.д.